Статья
1155 25 апреля 2009 0:01

Возможный визит Саакашвили

Президент Грузии Михаил Саакашвили посетит США с неофициальным визитом по приглашению фонда 42-го президента США Билла Клинтона. Об этом сообщают СМИ Грузии. Следует отметить, что Саакашвили зимой 2008 – весной 2009 года ограничивал себя в количестве иностранных визитов. При этом до недавнего времени информация о планирующемся визите и его формате не была ясной. Так, ещё 21 апреля ряд представителей грузинской оппозиции утверждали, что планируемый визит Саакашвили в США не состоится из-за страха Саашкавили перед протестующими. Следует отметить, что грузинская оппозиция продолжает в Тбилиси акции протеста с требованием отставки Саакашвили.

Между тем, ситуация в столице Грузии накаляется. Некоторые грузинские СМИ распространили сообщение, что Саакашвили ранее встречался с Патриархом Грузии Илией II и обсуждал гарантии безопасности для себя, своей семьи и ближайших сторонников в случае отставки. Акции протеста оппозиции уже сделали затруднительным функционирование государственных учреждений, автомобильное движение в центре Тбилиси фактически отсутствует.

По данным ряда грузинских и российских СМИ, парламент Грузии фактически переехал в здение отеля "Шератон Метехи Палас". Во всяком случае, именно в здании отеля спикер парламента Давид Бакрадзе провёл встречу с послами зарубежных стран и делегацией парламентариев Испании. Встречи подобного ранга до недавнего времени проводились в здании парламента.

Комментарии экспертов

Мне кажется, что ситуация в Грузии достаточно серьёзно накалена. И очень высока вероятность того, что Саакашвили не досидит до конца своего президентского срока и будет вынужден уйти со своего поста. Связано это с тем, что он крайне непопулярен в тех слоях общества, которые имеют доступ к каким-то альтернативным источникам информации. Популярность его сохраняется практически только среди сельского населения, которое не может пользоваться ничем, кроме подконтрольного Саакашвили телевидения. Естественно, он прежде всего непопулярен в Тбилиси, где абсолютное большинство его не приемлет. Кроме того, чем дальше, тем больше приходит понимание того, что война в Южной Осетии привела к окончательной потере этих территорий (Абхазии и Южной Осетии) для Грузии, а также того, что его «экономическое чудо» не столь твердо и в основном базировалось на американской поддержке.

В каких формах и когда произойдёт уход Саакашвили – сказать трудно. Он может произойти и буквально сегодня ночью, а может произойти и через пару лет. Но вероятность того, что он досидит до конца президентского срока, мне кажется, близка к нулю. И потому, что его очень сильно не любят, и потому, что он потерял поддержку почти всей своей первоначальной команды, и потому, что ни один лидер Грузии ещё не ушёл в срок согласно закону и Конституции. Наиболее вероятно, что уход может произойти в какие-то ближайшие недели-месяцы, но более точно сказать трудно, поскольку ситуация сильно зависит от настроений в структурах административной власти, в том числе в спецслужбах. И в соответствии с этими настроениями Саакашвили либо почувствует, что силовые структуры нелояльны ему, как почувствовал в своё время Шеварнадзе и в результате подал в отставку, либо он почувствует, что они ему лояльны и тогда он сможет даже использовать их для силового подавления оппозиции. Это тоже возможно и может на первом этапе даже принести Саакашвили эффект. Хотя в конечном итоге это сыграет против него. Протестные настроения будут усиливаться.

Сможет ли Саакашвили уйти под достаточные гарантии? Сказать трудно. Эти гарантии могут быть даны ему в самом начале, но вряд ли они будут выполнены. Дело в том, что число обиженных во время его правления очень велико, в частности, есть большие основания полагать, что именно Саакашвили является главным виновником убийства премьер-министра и его соперника-соратника Зураба Жвании несколько лет назад. Очень многие полагают, что именно Саакашвили является главным виновником этого убийства – либо организатором, либо заказчиком, либо, быть может даже, фактическим исполнителем этого убийства. Поэтому Саакашвили, видимо, будет предъявлено обвинение, и вряд ли он сможет совсем уж уйти.

Единственным наиболее вероятным вариантом для Саакашвили и его безопасности была бы договорённость с американцами о том, что он переедет в США, не будет заниматься политикой, и подконтрольное американцам новое правительство даст обещание именно американскому правительству его не трогать. Этот вариант в наибольшей степени гарантирует Саакашвили безопасность. Может быть, Саакашвили и собирается в США для того, чтобы обговорить этот вариант – потому что он достаточно очевиден. Хотя там сейчас очень высокая степень истерики и нерационального, спонтанного поведения – так что в любой момент возможные какие-то такие резкие действия эмоционального, спонтанного типа.

Таким образом, вероятность поездки Саакашвили достаточно высока, поскольку у неё есть очень конкретные практические темы – договориться с американцами о том, где он мог бы быть после ухода с поста президента и каким образом американцы выступили бы гарантами его безопасности. Илия II, несмотря на свой авторитет, таким гарантом выступить не может – поскольку представители грузинской элиты зависят от него только духовно, а не прагматично. А новые грузинские лидеры, конечно, являются достаточно прагматичными и циничными в этом плане, и будут слушать только тех, от кого они непосредственно практически зависят. На сегодня это, конечно, США.

Исходя из того, что визит является неофициальным, можно предположить, что официального согласия на посещение США Саакашвили не получил, и открытого диалога между руководством США и президентом Грузии, не будет – в том формате, который мог бы быть, если бы Саакашвили приехал в США с рабочим визитом. Также показателен факт, что визит пройдёт по приглашению фонда Билла Клинтона. Можно сделать вывод, что он санкционирован государственным департаментом и выражает позицию государственного департамента о формате переговоров между США и Грузией.

Не является секретом, что, несмотря на техническую роль, государственный департамент при этом сохраняет для себя возможность для определения собственной повестки дня и проведения консультаций (в том числе, и в неформальном режиме) с государственным секретарём Хилари Клинтон и её первым заместителем Джеймсом Стайнбергом. В том числе, если речь идёт о том, с кем консультироваться в руководстве Грузии, то это, видимо, будет сам Саакашвили, премьер-министр Грузии и, возможно, ещё кто-то, в частности министр иностранных дел.

Почему это сделано в таком формате? На мой взгляд, аппарат Белого дома на данный момент просто не готов сформировать свою повестку дня в отношении Тбилиси, не готов дать чёткий и определённый сигнал относительно того, как будут развиваться американо-грузинские отношения. Это связано не столько с желанием угодить Москве, сколько с отсутствием времени у Вашингтона, потому что основными вопросами внешнеполитической повестки дня сегодня остаётся тематика Афганистана, Ирака, Пакистана, а вовсе не постсоветское пространство.

 Как правило, Вашингтон действует подобным образом тогда, когда он не готов дать чёткий ответ относительно тех вопросов, которые могут быть заданы. В частности, в своё время это касалось и желания чешского руководства в начале года инициировать визит Обамы в Чехию, либо же организовать поездку премьер-министра Тополанека в США. И тогда, в ходе переговоров между Шварценбергом и Клинтон, чешской стороне было заявлено, что Обама сам посетит Прагу, когда сочтёт нужным. В итоге это произошло в ходе визита Обамы в Европу и проведении в Праге саммита ЕС-США.  

То есть, перевод переговоров в неформальной русло создаёт возможность для зондирования грузинского мнения и грузинской позиции по основным вопросам, в частности, по вопросам развития двусторонних военно-политических отношений -  но без каких-либо обязательств. То есть США готовы слушать, но не готовы делать скоропалительных шагов и не готовы давать каких-то чётких обещаний.

 Я не исключаю, что здесь в некотором роде может даже «присутствовать» Россия. Обаме предстоит визит в Россию в начале июля, и уже после этого американское руководство сформирует своё видение позиции в отношении России и постсоветского пространства в целом, хотя общие контуры понятны уже сейчас. США не намерено давать Москве шансов для расширения сфер влияния в зоне вокруг собственных границ. Об этом Байден заявил ещё в феврале. И США продолжит линию по наращиванию собственного политического, экономического и, если необходимо, военного присутствия в регионе.

В данном случае с большей долей вероятности можно предположить, что визит Саакашвили в конечном итоге завершится неформальной демонстрацией представителями государственного департамента (которые могут присутствовать в рамках этого визита и вести с ним переговоры) того, что США сохранят тот комплекс обязательств, которые сложились с их стороны в отношении Тбилиси при администрации Буша.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".