Всемирный день культуры
Напомнить о вечных ценностях и важности сохранять культурное наследие призван Всемирный день культуры, который отмечается 15 апреля.
В этот день 76 лет назад появился знаковый документ - «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – «Пакт Рериха».
В нем содержалась идея о необходимости специального международного соглашения об охране памятников истории и архитектуры, учитывая какую угрозу представляют культурному достоянию военные действия.
Пакт послужил впоследствии основой для целого ряда международных документов, таких как Гаагская Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (1954г.), Конвенция «О сохранении культурного и природного наследия» (1972г.), Конвенция об охране нематериального культурного наследия (2003г.), Конвенция о защите и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения (2005г.).
Однако культура проявляется отнюдь не только в застывших формах древних памятников и произведений искусства. Это понятие имеет глубокий смысл и пронизывает все сферы человеческой жизни. В переводе с латинского языка она означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание, т.е. это активный процесс. Считается, что культура определяет и определяется уровнем нравственности и просвещённости общества.
Как писал философ Николай Бердяев, «в жизни общественной духовный примат принадлежит культуре». «Не в политике и не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», – полагал русский мыслитель.
Правда, в эпоху потребления, да еще и осложненную экономическими кризисами, акценты расставляются несколько по-другому. Возможно, если бы культура действительно превалировала в экономике и политике, общество было бы более гуманным.
Тем не менее чувство ответственности за историю и богадство всего человечества в людях сохраняется. Стоит вспомнить недавний пример Египта, когда люди во время беспорядков, рискуя жизнью, выстраивались в живое кольцо вокруг Каирского музея, чтобы уберечь исторические ценности от гибели.
Можно упомянуть и о российских реалиях - непрекращающейся борьбе за сохранение архитектурного облика российских городов, что говорит, людям далеко не все равно, какой будет их среда обитания и что останется потомкам.
Если говорить о российской культуре, то сегодня она ассоциируется с величайшими именами художников, композиторов, театральных деятелей, писателей прошлого, с их нетленными произведениями, которыми России продолжает питать умы и души как своих граждан, так и ценителей искусства по всему миру.
Возникает, правда, вопрос, а что нового Россия может предложить себе и миру, как развивается современная культура, может ли сегодня она конкурировать с зарубежными образцами.
Судя по количеству одних только столичных лабораторий - поиск идет. Далеко не все доходит до массового зрителя и массового сознания, которое не всегда готово к порой провокационным действиям художников. И здесь уже возникает другой пласт – насколько культура доступна, достаточна ли поддержка государства учреждений гуманитарной направленности, чтобы воспитывать и отдельного человека и общество в целом.
Судя по высказываниям собеседников «Актуальных комментариев», с культурой в стране дело обстоит неплохо – есть чем себя порадовать и что миру предложить.
Ситуация с российской культурой за рубежом сейчас в целом гораздо лучше, чем она была еще 10 лет тому назад. Лучше прочего представлены благотворительные художественные проекты. Можно желать лучшего, но пока что все сравнительно неплохо. Сейчас в мире есть всего около трехсот музеев и крупных коллекций русского искусства. Русское искусство активно покупают.
Русское искусство, немецкое искусство, американское искусство - сейчас идет поиск индивидуальностей в этой сфере, то есть, существует запрос на конкретных художников. Русская художественная сцена - это московская художественная сцена. Она достаточно мощная, но уступает Нью-Йорку, Лондону, Парижу и, наверное, Берлину, но в принципе он сегодня достаточно активна.
Что касается современного танцевльного искусства - здесь наиболее тяжелая ситуация сейчас. Современный танец и современная классическая музыка в России чувствуют себя крайне неуютно, это связано с тем, что чрезвычайно сильны остаются традиции таких консервативных сил, как русский балет. Балет же прочно застыл где-то в 19 веке. С тех пор в российском танце ничего не меняется. То же самое происходит и с классической музыкой.
В индивидуальном искусстве проблем меньше, развивается и выигрышно смотрится современная российская литература. Правда, тяжело движется вперед отечественный театр и отечественное современное кино. И это при том, что современное искусство – это в первую очередь есть кинематограф, положение его печально. Сейчас кино - это самое главное, интересное. За его развитием вся страна следит.
Наследие России безусловно является частью мирового культурного наследия. Это невозможно отрицать или ставить по сомнение. Последний пример – фильм Даррена Аронофски, где западные фрейдистские психологические и культурные комплексы и взаимоотношения плавно произрастают, как черное перо, из плеча балерины, пытающейся разобраться в себе, в черном и белом, в добре и зле. И под эти очень странные, очень не наши, очень современные страдания - звучит прекрасная музыка Чайковского. Следовательно, это нужно – и им, нам, что не подлежит сомнению, но что надо периодически самим себе доказывать, еще раз подчеркивать и не забывать.
Я хочу привести пример, как нам надо читать классику и культурное наследие и как совершенствовать. Не так давно журналист Александр Минкин напечатал большую литературоведческую работу, где как бы заново перечитал «Чайку» Чехова. Это очень интересно, звучит совершенно свежо. Ставили ее наверное тысячи раз – и всегда было интересно, всегда это вызывало спор. И вот это постоянное желание влезть в шкуру классических героев , поработать там с ними, как-то по-новому все это увидеть - полезно и нам, и как мы видим, людям других народов.
Что касается современного искусства, здесь все не так однозначно. У нас есть примеры того, как современное кино, современная литература вполне находят культурный спрос и у нас, и на Западе. Всегда есть всевозможные участники выставок, кинофестивалей, хотя кино сейчас очень сильно завязано на деньги. У нас, может быть, не всегда хватает денег и времена бывают не такие хорошие для кинематографов, но в целом все это есть.
Но волнует другое - очень часто русская культура старается купить билет на уходящий поезд и догнать западную культуру, подлаживается под нее и старается продать быстренько какие-то образцы, которые там признают шедевром. Создается произведение в определенных рамках стиля или в рамках художественных манер, добиваясь таким образом успеха у мирового зрителя.
С одной стороны, мы можем сказать, что это глобализация, что мы используем некий универсальный художественный язык. Но с другой стороны, этот эффект глобализации в культуре рано или поздно исчезнет, рассеется, а останется то, что всегда было важно для людей любых национальностей, любого вероисповедования и любых культурных привязанностей. Они всегда ценят народное, этническое, национальное и своеобычное в культуре и в произведениях искусства. Вот это рано или поздно тоже пробьет себе дорогу, главное чтобы в нем было подлинное искусство, подлинное сердце, была душа и мастерство человека, который зачем-то решил взять в руки кисть или снять фильм.