Статья
1136 27 сентября 2009 0:03

Всемирный день туризма


Всемирный день туризма, учрежденный 30 лет назад в 1979 году напоминает о роли туризма в развитии международный связей, диалога между народами, формированию позитивного имиджа государств на мировой арене.

Путешествия и общение с представителями других стран  является своего рода народной дипломатией,  часто на опыте личных контактов складывается мнение о людях, живущих в стране.

В отношении России возникает вопрос, насколько страна открыта миру, каждому иностранному туристу в отдельности, да и не только иностранному. Внутренний туризм не менее важен, т.к. помогает осознать единство огромных пространств страны.

Важность этих вопросов понимают на государственном уровне.  В преддверии Дня туризма Министерство спорта, туризма и молодёжной политики РФ и Федеральное агентство по туризму провели конференцию, посвященную продвижению туристских возможностей российских регионов на зарубежных рынках.  

Руководитель Федерального агентства по туризму Анатолий Ярочкин напомнил, что во времена Советского Союза наша страна имела 41 представительство по туризму за рубежом. По его мнению,  сейчас очень важно возродить институт турпредставительств. Сегодня в Москве работает 39 представительств зарубежных национальных турофисов. Об эффективности их работы говорят цифры статистики: примерно 2 миллиона россиян едут в Египет, 2,5 – в Турцию. 450 тысяч в Испанию… «Что касается, России, то наш рекламный бюджет в 25 раз меньше, чем в Испании и в 45 раз меньше, чем в Турции. По этой причине, мы не можем предъявить такие же высокие показатели посещения нашей страны туристами из других стран», - констатировал глава Ростуризма. Анатолий Ярочкин подчеркнул, что нет необходимости возобновлять все 40 представительств. «У нас всего 10 стран, которые дают 80% въездного туризма, - сказал он. - Именно там в ближайшие годы мы возобновим зарубежные представительства в виде рекламно-информационных бюро некоммерческого характера, которые будут заниматься продвижением туристских возможностей Российской Федерации».

По данным ведомства в первом полугодии 2009 года в России въехали около 750 тыс. туристов, что на 15% меньше, чем за тот же период 2008 года. Так же и россиян, отправившихся путешествовать за границу, стало в этот период  на 23% меньше – всего 3,8 млн человек.

Туризм охватывает не только имиджевые вопросы, но это и серьезная статья доходов, особенно в регионах. К индустрии стремятся подключиться отдаленные регионы, путушествие в которые пока является экзотикой даже для россиян. Развивать туризм предлагается на основе государственно-частного партнерства.

Комментарии экспертов

Открытости России внешнему миру препятствует целый ряд вещей. Здесь  мешает неоправданно высокая стоимость российских виз для граждан в целом ряде стран.  Второе – конечно, имидж России тоже не лучший, поэтому число туристов, которые к нам могли бы ехать,  снижается из-за неправильно выстроенного имиджа.

Например, на CNN регулярно показывают рекламу разных стран, таких даже как ЮАР, хотя, казалось бы,  кто может туда поехать, однако реклама достаточно эффективна и привлекает туристов. Мне кажется, что в этом направлении можно было бы более активно работать.

Еще одна серьезная проблема - это отсутствие должного числа отелей. Отелей, которые в принципе были бы пригодны для жилья. Например, в Великом Новгороде есть  всего лишь один отель "Береста", в котором можно жить. В остальных отелях можно останавливаться только, если ты уже совсем какой-нибудь нищий студент. Примерно такая же ситуация и в других городах - например в Угличе тоже только одна нормальная гостиница, в Ростове  - одна нормальная гостиница. Это очень серьезная проблема, которая, кстати, мешает и развитию внутреннего туризма.

Следующая проблема, конечно, это недостаточное развитие инфраструктуры.  Наши дороги плохо приспособлены для того, чтобы по ним передвигаться туристическим образом . И у нас не выстроена туристическая инфраструктура в том смысле.  Если вы приедете на Крит, то там можно арендовать машину или мотоцикл буквально на каждом шагу. У нас же, чтобы арендовать машину нужно приложить очень много усилий.

Если бы все эти проблемы были решены, то у нас поток туристов был бы раз в 10 больше - у нас страна, где туристам можно ездить по стране и просто смотреть по сторонам, и этого достаточно будет -  у нас есть такие природные объекты, такие культурные объекты…

Надо конкретно заниматься этим вопросом  - и внутри страны развивать туризм, и внешний туризм чтобы развивался, потому что если у нас сами люди внутри страны особо не ездят, то что ждать-то от других?

 

В последнее время для развития туризма в регионах появился проект по созданию специальных туристические зоны. Эта программа направлена  на стимулирование  регионального развития за счет создания и модернизации инфраструктуры, привлечения инвестиций.

Таким образом пытаются эксплуатировать тот потенциал, который действительно у российских регионов есть в этой сфере, но это не совсем получается из-за того, что отсутствует современная туристическая инфраструктура.

Например, на Алтае есть уникальные места, многие из которых входят в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО , но там отсутствует система высококлассных и вместе с тем доступных гостиниц и так далее. Регионы сами не в состоянии обеспечить развитие, потому что инфраструктура и коммуникации - это стоит дорого,  модернизация существующих там электросетей  - это тоже затратно. А в региональных бюджетах средств на это зачастую не предусмотрено. Поэтому предполагается, что на основе государственного частного партнерства создаются особые экономические зоны - государство помогает финансировать модернизацию инфраструктуры, а с другой стороны инвесторы обеспечивают строительство. Также они могут заниматься коммуникациями и обеспечивать строительство объектов, которые в перспективе могут быть привлекательными для туристов и приносить прибыль как инвесторам этим самым, так и регионам в целом.

Вот такие проекты в семи регионах на сегодняшний день реализуются, но, конечно, кризис влияет негативно, потому что привлекать инвесторов сегодня очень трудно в какую бы то ни было сферу. У компаний, как правило у всех, доминирует стратегия сокращения бюджетов и поэтому в

В общем-то, те проекты, которые были на предыдущем этапе уже начаты  существуют и сейчас.  В Бурятии есть проект туристической зоны, есть проект  на Байкале - это Иркутская область, есть проект  «Бирюзовая Катунь»,  для которого администрация Алтайского края много сделала в плане привлечения инвесторов, есть проект в Краснодарском крае.
Реальных результатов стоит ожидать через год, два и более лет. Все зависит от того, какова будет динамика кризиса, насколько удастся преодолевать его последствия, но в целом, механизмы очень перспективны, потому что на сегодняшний день и статистика показывает, что граждане России предпочитают зачастую отдыхать за рубежом, потому что не видят возможности достойного отдыха, комфортного отдыха, интересного отдыха в России.

Именно в этих туристических зонах очень много сделано для привлечения туристов, как российских, так и иностранных в том плане, что есть концепция в каждой зоне, которая предусматривает специализацию туризма  - от пляжного до экзотического.

 

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".