Статья
1828 25 апреля 2010 2:01

Введение в логику и научный метод

Основной учебник по логике и научному методу в большинстве американских вузов, который до сих пор пользуется спросом.
Комментарии экспертов

Мой небольшой опыт наблюдения за издательскими политиками наших гуманитарных сред свидетельствует о том, что эти среды скорее больны. А их интеллектуальная продукция, какой бы она характер ни носила, чаще проявляет себя как симптомы болезней, чем говорит о великом здоровье. Издание этой по-своему замечательной книги — о бессилии сообщества российских логиков создать вменяемый учебник для своих студентов. А издание американского учебника, по мысли переводчика, должно как-то помочь отечественным интеллектуалам, поскольку книга Нагеля и Коэна превосходит отечественные аналоги, как по дидактичности, так и по содержательности. Все бы ничего, если бы не тот факт, что данный учебник логики впервые увидел свет в... 1936 году.

Англо-саксонские учебники тем в лучшую сторону отличаются от континентальных, в особенности от немецких и русских, где материал подается наподобие закуски к пиву — сушеным как вобла, что являются очевидными документами своей эпохи.

Когда я для своих студентов читал курс метафизики по соответствующему учебнику Джеймса Лу (кстати, коллеги, кто у меня его взял полистать, да так и не вернул? Признавайтесь!), то можно было ознакомиться с увлекательной траекторией движения «Куинз Парк Рейнджерс» из середины английского первого дивизиона на дно и дальше во вторую лигу. Здесь же — можно обнаружить примеры типа «все русские — коммунисты» или «существует ли корреляция между орлиной формой носа и еврейским происхождением».

Вообще же, отечественные учебники логики таковы, что по ним либо ничему не научишься, как по Гетмановой или Никифорову, или просто нельзя учиться, как по Ивину, Ивлеву или Бочарову с Маркиным. Или, как у Никифорова, все весело и интересно, но не соответствует ГОСТу, или соответствует стандартам ВПО, но абсолютно неудобоваримо для чтения и неприспособленно для преподавания, как бестселлер Бочарова. Многочисленные учебники логики для гуманитариев страдают отсутствием логической культуры и невероятным количеством ошибок, учебники для профильных студентов как будто написаны лишь для научного отчета.

Про то, что содержательно учебники абсолютно некогерентны, содержат кашу из разнообразных слабосовместимых теорий — об этом вообще можно молчать. И страдают они повально одной и той же болезнью: вместо крайне необходимой в отсутствие нормальногот курса critical thinking в российских вузах необходимо читать теорию аргументации, а не пичкать рядовых студентов метатеоремой о неполноте, системами натурального вывода или латинскими именами правильных фигур силлогизмов. Кроме того, преподаватели предлагают студентам вместо логики... весьма специфический курс онтологии. То есть вместо науки рассуждать логика в вузах преподает особый тип метафизики как правило реалистского толка. С этим надо что-то делать, но я чего-то никаких подвижек не вижу вообще. Если не считать издание этого перевода — беспомощный писк не понимающего что же с собой делать сообщества российских логиков.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".