Статья
7984 13 марта 2018 14:02

Выборы и мемы

Как и почему Грудинин стал «кандидатом от народа», зачем Явлинскому десять процентов жирности сметаны и как ответить на вопрос «А что Титов?». «Актуальные комментарии» собрали главные мемы президентской кампании 2018 года.
  
«Кандидат от народа»

Преемник Зюганова на выборах Павел Грудинин стал «кандидатом от народа», скорее, вопреки своему желанию — да и употребляется этот мем, как правило, в несерьезном ключе.

А виной всему не слишком сильная искушенность SMM-щиков Грудинина в работе с соцсетями. Они не нашли ничего лучше, чем скупить группы «ВКонтакте», переименовать их в «Павел Грудинин — кандидат от народа!» и оставлять одинаковые (вплоть до пунктуации и ошибок) комментарии и посты.

«Я на выборы никогда не ходил, но в этот раз точно пойду за Грудинина голосовать. Кандидат от народа!» — так выглядел самый популярный текст в поддержку кандидата от КПРФ, который повторялся в комментариях десятки раз подряд. Фраза быстро вошла в интернет-фольклор и породила бесчисленное количество мемов.

При этом сказать, что фраза-мем сыграла на руку Грудинина, нельзя: безусловно, она поспособствовала узнаваемости кандидата, но в довольно нежеланной тональности. Все-таки корни это мема — в некачественной агитации — и это оставило свой отпечаток на кампании в целом.

Негативный эффект будет сведен к минимуму, так как целевой электорат Грудинина не следит за мемами и интернет-творчеством, но получить голоса молодых за счет такой популярность точно не удастся.

«10%»

В отличие от «народного» кандидата, пиарщики Явлинского вполне осознанно и самостоятельно сделали ставку на мемоемкость кампании. Во-первых, они оценили реальный потолок возможностей Явлинского — 10%. И то — с очень большой натяжкой, потому что к этому показателю Явлинский и близко не приближался. Здесь ясно дали понять о том, что главное — не победа, а участие. Чем активнее участие — тем больше шансов, что избранная власть прислушается к «десяти процентам» и их проблемам.

Во-вторых, если говорить непосредственно о мемах, Явлинский выбрал броский слоган и фразу-зацепку. Мало кто понял, почему именно 10% жирности сметаны не помогут тому, за что борется Явлинский, но это коллективное непонимание и заострило внимание на «яблочных» роликах. «Жирность сметаны» стала зацепкой для привлечения внимания благодаря намеренному отсутствию смысла. А «10%» — запоминающаяся цифра, переходящая из ролика в ролик, которая в конце концов стала отличительной чертой кампании.

«А что Титов?»

Титов из всех «новичков» предвыборной гонки с самого начала находился в не самом выгодном положении. Собчак пусть и ненавидят, но знают, за Грудининым стоит брэнд КПРФ, у Бабурина есть политическое прошлое, а Сурайкин пытается оттянуть часть голосов коммунистов. Титова выдвинула партия, которая впервые приняла участие в крупных выборах только в 2016 году, деятельность самого Титова широкой публики была неизвестна. По всей видимости, именно поэтому ставка была сделана на вирусность ролика.

Аскетичная фраза «А что Титов?» вместо лозунгов и обещаний во время первой недели ТВ-агитации — радикальный, но действенный способ сконцентрировать внимание на самой фамилии Титова. «А что Титов?» первым делом вызывает желание узнать, собственно, «А кто Титов?». Всю первую неделю дебатов пиарщики кандидата вынуждали избирателей самим выразить интерес к его фигуре. А ответы на сакраментальный вопрос стали давать уже на втором этапе кампании.

Правда, как отмечают эксперты, такой шаг был бы эффективным при долго кампании, а не короткого спринта на федеральных телеканалах продолжительностью в 4 недели. Собственно, команда политика и сама оценила негативные отзывы, поэтому в сети стали распространяться уже совершенно другие ролики.

«Гей на передержке»

Пожалуй, одним из самых запоминающихся мемов в кампании оказался продукт не от кандидатов, а ролик, призывающий принять участие в самих выборах. Несмотря на то, что в нем было довольно много фраз, за которые можно было зацепиться, больше всего пользователям запомнился «гей на передержке».

Ролик на несколько дней стал одной из главных тем в российском сегменте социальных сетей. Со своей задачей он справился на 100%. К сожалению, подобных смелых шагов от кандидатов мы не увидели.

Управление мемами

Выборы 2018 года оказались не столь богаты на какие-то запоминающиеся фразы, ролики, фотографии. Все агитматериалы были довольно обыденными. Даже кампания главного источника политических мемов Владимира Жириновского в этот раз оказалась не столь запоминающейся, он не бил в роликах ослика, не было фраз по типу «Хватит это терпеть!» и прочих ярких агитматериалов. Запомнился только конфликт с Собчак, но в разряд мемов он не перешел.

Практика показала, что политтехнологи и политические пиарщики пока не могут вбрасывать успешные мемы, которые бы выполняли и вирусную функцию, и не обладали жесткой негативной ответной реакцией. Политические мемы либо возникали стихийно, как в случае с Грудининым, либо имели негативные коннотации как в случае с Явлинским и Титовым.

Возможно, во время следующих парламентских выборов 2021 года ситуация изменится и кампании станут более запоминающимися. Однако для этого технологии должны перестать воспринимать мемы как некий элемент маргинальной интернет-культуры и подходить к ней чисто с инструментальных позиций. Тем более, что мемы уже довольно успешно применяются на Западе и в российских неполитических информационных кампаниях.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".