Япония поднимет вопрос территорий
В Москву с первым своим визитом прибывает министр иностранных дел Японии Кацуя Окада. На переговорах главы российского МИД Сергея Лаврова с японским министром речь пойдет о «территориальном вопросе», сотрудничестве в энергетике и взаимодействии в рамках АТЭС.
Тема АТЭС актуальна в связи с тем, что в наступающем 2010 году Япония станет председателем этого интеграционного объединения. Россия примет на себя эту миссию в 2012 году.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, взаимодействие в азиатско-тихоокеанском регионе будет рассмотрено с учетом заявлений премьера Японии Юкио Хатоямы о том, что он видит в России важного партнера на этом направлении, также намечается проанализировать ситуацию на Корейском полуострове.
Экономический блок вопросов будет также затронут на рабочей встрече Окады с министром промышленности и торговли Виктором Христенко, с учетом того что они являются сопредседателями межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Визит главы японского МИД будет интересен еще и тем, что в ходе контактов в Москве он проинформирует о тех изменениях во внешней политике Японии, которые произошли после прихода к власти Демократической партии.
«Сахалин-2» - это уникальный проект, проект по сжижению газа. Предполагается, что заводы по сжижению газа будут строиться в районе Штокмана, на Ямале и, возможно, на Камчатке. Проекты, которые будут запущены, реализуются при участии иностранных компаний. Это связано с тем, что «Газпром» никогда не умел строить подобные предприятия. Фактически шел только трубопроводный газ, где вопрос сжижения просто не стоял.
Тем не менее, именно за сжижением будущее. Во-первых, это полностью убирает каких бы то ни было транзитёров и даёт большее пространство манёвра для поставщиков. Во-вторых, это технология, которая позволяет достаточно продолжительное время перевозить и хранить газ. Кроме того, она позволяет существенно снизить расходы на транспортную инфраструктуру.
Плюс ко всему, это очень серьёзный инфраструктурный шаг развития. Сотрудничество с Японией имеет хорошие перспективы. На фоне усиления Китая в экономическом плане Япония хочет заручиться сильным партнёром, который мог бы поддержать её и с точки зрения ресурсов, и с точки зрения промышленного потенциала.
С Японией мы находимся в очень стабильных отношениях, я бы сказал они стабильно посредственные. Проблема островов не имеет решения, по крайней мере, в обозримом будущем. Япония от своих претензий не откажется, Россия от своей позиции естественно - тоже. Поэтому никакого сдвига в этом вопросе ожидать не стоит, все, что происходит вокруг этого вопроса периодический обостряется. В последнее время это связано с тем, что в Японии сейчас новое правительство, которому надо демонстрировать активность, но это не более чем пируэты на очень узкой площадке. Но по сути ничего не меняется – это исключительно имитация развития событий, которого нет.
Поскольку эта проблема носит символический характер и влияет на общую атмосферу отношений, то атмосфера не улучшается. Это тормозит развитие отношений в других областях – и в экономической, и в общеполитической. В среднесрочной перспективе каких-то перемен я бы не ожидал.
Что касается председательства в АТЭС, то все таки эта организация очень большая, страна-председатель, конечно, обладает какими-то дополнительными возможностями – по формированию повестки дня, например. Но это не какой-то директивный мандат, который определяет всю политику на огромном тихоокеанском пространстве. Я не думаю, что председательство Японии скажется каким-то особым образом на отношениях России и АТЭС.
Есть другая проблема, которая связана не с Японией, а Россией. РФ не имеет четких представлений, что она хочет в АТЭС, с кем она хочет быть в этом регионе и что для этого надо делать. Эта проблема никак не зависит от того, кто председательствует в этой организации, это проблема нашего внутреннего целеполагания, которое, в общем-то, не имеет пока какого-то четкого выражения.