Статья
1915 4 августа 2009 0:03

Зачисление в вузы

3 августа заканчивается первый этап зачисления в вузы по результатам ЕГЭ. Прошедшие по баллам абитуриенты должны подтвердить свое поступление, предоставив оригиналы свидетельств ЕГЭ.  Проверить объективность результатов Единого государственного экзамена (ЕГЭ) текущего года можно будет только по итогам первой сессии, считают в руководстве ряда ведущих вузов страны.

"Мы, как и все остальные вузы, доверяем данным той системы, которая была создана. Сделать выводы можно будет, когда мы увидим, как учатся поступившие ребята с высокими оценками по ЕГЭ", - рассказал "Интерфаксу" зампроректора МГТУ им. Баумана Николай Роднов. При этом он подчеркнул, что какую-либо специальную систему проверки знаний первокурсников вуз вводить не планирует. Комментируя сообщения СМИ о том, что в российских вузах наблюдается наплыв абитуриентов в связи с тем, что теперь у них появилась возможность поступать одновременно в несколько вузов, он отметил, что "Бауманка" с такой проблемой не столкнулась. "Заявлений стало много, а вот число "живых" абитуриентов не увеличилось, просто они подают заявления на разные специальности", - пояснил зампроректора. При этом Н.Роднов посетовал, что до последнего момента вуз не знает, какую специальность выберет абитуриент, и в результате на некоторых факультетах могут образоваться пустые места.

Проректор по учебной части МФТИ Юрий Самарский, в свою очередь, также считает, что оценить, насколько знания поступивших в этом году коррелируются с их результатами по ЕГЭ, можно будет по результатам первого семестра.
"До первой сессии сказать ничего нельзя. Единственная проверка - это их учеба. Мы планируем брать чуть больше ребят на бюджет с тем, чтобы была возможность уже после первой-второй сессии более строго относится к ним, а тех, кто не тянет, будут отчислять", - сказал он. Проректор также не отмечает резкого увеличения числа абитуриентов в текущем году. "В МФТИ особая система, потому что физтех известен трудностью учебы. Поэтому хотя у нас и есть увеличение количества заявлений, но оно всего процентов на 20 больше. К нам идут ориентированные люди, победители олимпиад. Поэтому у нас такой проблемы нет", - сказал Ю.Самарский.

Со своей стороны, ректор Высшей школы экономики (ГУ ВШЭ) Ярослав Кузьминов заявил, что его вуз намерен провести внутренний аналог ЕГЭ для поступивших в ГУ ВШЭ этим летом, чтобы сравнить его результаты с государственным ЕГЭ. "Мы попросим сдать заново ЕГЭ по математике. Никаких последствий для поступивших это иметь не будет, но, по крайней мере, картина у нас будет, и мы поделимся ею с министерством", - сказал он ранее в интервью телеканалу "Вести". Кузьминов также рассказал, что в этом году в вуз пришли абитуриенты с сомнительными справками об инвалидности - очень многие из них получили эти справки незадолго до поступления, в апреле-мае. "Большинство людей, пришедших с этими справками, вполне здоровы. Мы будем проводить диспансеризацию в сентябре с помощью независимых врачей. Проверим, действительно ли у них есть право на льготное поступление. Если нет, мы таких людей отчислим", - подчеркнул Я.Кузьминов.

Комментарии экспертов

Ситуация, которая сложилась в этом году в связи с введением ЕГЭ в штатный режим, скорректирует очень много – и в подготовке детей к единому госэкзамену, и в планировании учебного процесса в старших классах школы. В этом году у вузов будет возможность  провести анализ, насколько дети, которые прошли по ЕГЭ, дают адекватные результаты в вузах.

Я оптимистично отношусь к ситуации, потому что считаю, что те дети, которые набрали высокие балы и поступили, покажут очень хорошие результаты и в институтах. Высшие учебные заведения впервые будут иметь возможность как-то проанализировать, при каком уровне балов ребёнок реально соответствует их требованиям, и при каком не соответствует.
 
Сейчас  вузы зачисляют детей на первый курс, базируясь на каком-то выставленном бале. А вот насколько этот бал соответствует их реальным требованиям, они, естественно, смогут понять по результатам первой, второй, третьей сессии. ЕГЭ дает новые возможности и необходимо проанализировать, что мы получим в результате нововведения.

Ситуация с ЕГЭ очень сложная. Старая система поступления и приема абитуриентов в ВУЗы себя исчерпала, и говорить о том, что есть какие-то великие ценности отечественного образования, которые мы трагически теряем вместе с введением ЕГЭ, на мой взгляд, нелепо.

ЕГЭ тоже далек от совершенства, и действительно, здесь обозначилось очень много проблем. Единый Госэкзамен принимают люди, которые получают личные бонусы за то, насколько высокую оценку получают их ученики. Здесь все очень просто — если у вас очень низкий балл по ЕГЭ, а он может быть субъективно низким в силу стечения разных обстоятельств, вам министерство образования дает по шее. Потому что мы же сталинисты в душе, у нас до сих пор колоски считаются. Нет трех колосков, семь лет лагерей. Даже если вы сохраняете честность и беспристрастность, вы все равно понимаете, что чем выше в вашей школе будут оценки по ЕГЭ, тем лучше вы будете выглядеть для министерской статистики. А там и денег накинут.

Здесь же есть и второй момент. Люди, которые принимают экзамены, могут быть прямо коррумпированы. Очень высокие оценки — например, 100 баллов — никто не ставит, потому что все понимают, что этого делать не нужно, чтобы не привлекать внимания. Но 90 баллов по русскому языку получают выходцы из национальных республик, которые действительно вряд ли знают письменный русский язык настолько хорошо. Это такой типичный пример, который все собственно говоря, в течение последних месяцев обсуждают.

Есть очевидное решение проблемы коррупции. Нужно развести прием ЕГЭ и обучение: одни люди учат, вторые — принимают экзамен. США поступают просто: там есть специальная компания, которая принимает вообще все государственные экзамены в стране. Государство оплачивает подряд, а компания, в свою очередь, гарантирует свою объективность, беспристрастность, качество и так далее. Если по каким-либо причинам компания справляется со своими задачами плохо, то государству в принципе, ничего не стоит перепоручить другому подрядчику ту же работу.

Вторая проблема с ЕГЭ, тоже большая, и тоже, мне кажется, вполне решаемая, сводится к тому, что по нынешним правилам есть огромное количество льготников, которые имеют право поступать в ВУЗ с огромными преимуществами. Это дети-инвалиды, дети-чернобыльцы: список из нескольких сотен позиций.

Сложность заключается в том, что эти дети имеют право как и все остальные, подавать свои заявления о приеме, свои результаты ЕГЭ в неограниченное количество ВУЗов. По идее это было сделано для того, чтобы дать максимальные возможности всем поступающим.

На практике получается, что в любом более-менее приличном месте сейчас первые позиции в конкурсе занимают льготники, которые идут на любую специальность, чтобы хоть куда-то поступить. Поэтому получается, что умные, талантливые ребята вынуждены конкурировать с людьми, получившими преимущество в силу определенного стечения обстоятельств, которые к академической процедуре не имеют прямого отношения.

Здесь есть довольно очевидный способ решения, который Рособрнадзор частично внедряет. В будущем году число льготников будет сокращено на несколько порядков. Останется 5 категорий, и больше никто туда пролезть не может. Потому что понятно, что справку о том, что вы чернобылец можно, видимо, приобрести за некоторую сумму. Эта сумма гораздо меньше, чем стоимость обучения в хорошем ВУЗе, что создает огромную коррупцию на рынке.

На мой взгляд, существенная часть коррупционных отношений в нынешней системе вытеснена, как это ни странно, в сферу олимпиад. Призерами могут становиться какие-то действительно талантливые ребята, чтобы создавать благоприятный фон, а победителями выходят за определенную сумму, сопоставимую со стоимостью обучения в ВУЗе.

ЕГЭ как эксперимент уже существует не первый год, и в прошлом году у меня был достаточно хороший опыт общения со студентами, которые поступили через ЕГЭ. Сейчас становится больше провинциалов, как правило, они более активны и действительно хотят что-то знать и что-то понимать.

С другой стороны, было достаточно студентов — возможно, их число в нынешнем году расти — которые получили ЕГЭ не совсем честным путем.

Уже в октябре будут первые результаты: посмотрим, кого мы набрали в этом году благодаря чистому эксперименту ЕГЭ. Любой профессиональный преподаватель заинтересован в том, чтобы учить хороших студентов и отсеивать плохих, тех, кому в ВУЗе не место. Соответственно, эту задачу каждый из нас будет по мере возможности и сил выполнять. А дальше нужно опыт ЕГЭ корректировать в сторону избавления от явных и грубых недостатков, которые у есть сейчас.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".