Статья
3474 11 февраля 2021 15:04

Западники против славянофилов: как манифест Богомолова расколол соцсети

Театральный режиссер Константин Богомолов написал манифест под названием «Похищение Европы 2.0». В нем он поделился своим мнением относительно происходящего в последнее время в Европе, а также раскритиковал западные ценности и «новую этику». Манифест опубликовала «Новая газета», а также он появился в блоге радиостанции «Эхо Москвы».

«Современный Запад — такой вот преступник, прошедший химическую кастрацию и лоботомию. Отсюда эта застывшая на лице западного человека фальшивая улыбка доброжелательности и всеприятия. Это не улыбка Культуры. Это улыбка вырождения», — констатирует Богомолов.

По его словам, в Европе и США формируется «Новый этический рейх», который покушается на свободу эмоций. Он также призвал Россию не ориентироваться на нынешние западные ценности, но строить «старую добрую Европу», которую мы потеряли.

«Традиционные тоталитарные режимы подавляли свободу мысли. Новый нетрадиционный тоталитаризм пошел дальше и хочет контролировать эмоции. Ограничение свободы эмоции отдельного человека — это революционная концепция Нового этического рейха», — пишет режиссер.

По мнению режиссера, Россия оказалась «в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти».

Публикация Богомолова стала одной из самых обсуждаемых тем прошедших дней, однако мнения разделились — одни ополчились на режиссера, другие его поддержали.

Среди тех, кто в числе первых поддержал позицию Богомолова, — театральный драматург и лауреат премии «Золотая маска» Дмитрий Данилов. «Поддерживаю манифест Константина Богомолова „Похищение Европы 2.0“, опубликованный в „Новой газете“. Потому что, как верно подметил бывший президент РФ Д. А. Медведев, свобода лучше несвободы. А сложность, добавим от себя, лучше простоты», — написал он в Twitter.

Поддержал режиссера журналист Павел Лобков. «Да, Сахарово и полицейщина. Но это не основание затыкать рот и выяснять, получила ли „Новая газета“ указание из Кремля. В конце концов, Лев Берг писал свою теорию эволюции в 1919 году в Петрограде, не встав ни на одну сторону. И как только свергнут кровавый режим, проблемы, которые Костя обозначил, встанут в полный рост — победители начнут разбираться с победителями», — написал Лобков в Facebook.

Журналист Дмитрий Ольшанский также выступил в поддержку режиссёра. «Я слишком со многим согласен, хотя кое-что, опять-таки, можно оспорить (мы двести лет все кого-то спасаем — славянство, трудящихся, Европу etc., но страшное разрушение, тем не менее, то и дело происходит у нас — почему?). Проблема только в том, что говорить о спасении, помощи, добрых делах — мягко говоря, недостаточно. Их надо делать. А это, как легко догадаться, намного сложнее, чем сесть и сочинить любую идеологию, хоть даже и ту, с которой я сто раз согласен», — отметил он.

Писатель и председатель политической партии «За правду» Захар Прилепин сообщил, что Богомолов не беспокоится о России, а преследует личные цели. «Смыслы обсуждают, подтексты. Чуть проще надо реагировать на всё это. Перед нами акт о частичной капитуляции. Вы думаете, это наш режиссёр про Европу прозрел? Нет, это реакция не то, что Кириллу Серебренникову не продлили контракт, а Алексея Навального посадили. Интеллигенция вдруг осознала, что раздача идёт всерьёз, и реагирует, как привыкла. Выбрасывая белый флаг. Пусть Богомолов „Вопросы языкознания“ Сталина поставит в театре своём, в качестве спектакля. Нечего мелочиться. Сдаваться, так с музыкой», — написал он в своем Telegram-канале.

Руководитель Россотрудничества Евгений Примаков поблагодарил и поддержал Богомолова за публикацию. «Удивительно, конечно, и очень неожиданно. Приятно неожиданно, что о правой адекватности заговорили вот и с этого фланга. Русская классическая культура — не водица, традиция найдёт себе путь и проявится, и жизнь побеждает смерть самым загадочным образом. За вычетом положенных камланий о „стране рабов и вертухаев“, видимо без этого аудитория совсем не поймёт — всё же „Новая газета“, всё понятно. Это очень хорошо. Спасибо Константину Богомолову», — объяснил он.

Шеф-редактор журнала «Искусство кино» Зинаида Пронченко обвинила Богомолова в том, что он действует по поручению Кремля. «„Похищение Европы“, испугавшейся по мнению режиссера нацизма и поэтому „человека сложного“ упрощающей теперь до зомби, молящего на коленях истуканов политкорректности (BLM, фем, ЛГБТ etc) о пощаде. Власть передала обществу право на массовые репрессии. Был Гитлер, стало миту. Европа уже не та, что в девяностые. Либералы с фейсбук бьют неугодных по голове не хуже омоновцев. Бла, бла, бла, о-ля-ля, давайте встанем в круг и создадим новый правый дискурс, мы русские, с нами Собянин. И Песков. И Путин, твердой рукой отцепивший Россию от „безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти“. Что хочется сказать Константину, видимо, не читавшему Мишеля Фуко, или читавшему, но позабывшему палимпсест мировой философской мысли за последние полвека. Всего вам с Путиным самого хорошего!», — заявила Пронченко в Facebook.

Сценарист Олег Козырев сравнил публикацию Богомолова со статьей Григория Явлинского, где тот критикует оппозиционера Алексея Навального. «Ахаха. Слепаков-Явлинский-Богомолов. Три столпа „выищехужипутина“. Я уж думал, что Богомолов реально про культуру написал. Ан нет. Пугалку про Европу. Что ещё ржачно так то, что аудитория статьи — те, кто из Европы отдыхать не вылезает», — говорит Козырев.

Журналист Андрей Лошак также указал на связь Богомолова с действующей властью, а также раскритиковал попытки режиссёра демонизировать Европу. «Теперь этой работой занимается режиссер Богомолов, но на более тонком уровне, то есть те же скрепы и духовные одеяла, но с ницшеанским подтекстом и цитатами из классики. Пугают в этом сезоне новой этикой, хотя вводные старые. Все те же „квир-активисты“ и „толпы мигрантов“, только теперь они метафизически убивают „сложного человека“, носителя духа старушки Европы. Нас „лишают права свободно ненавидеть“ — сокрушается режиссер. Это конечно очень странное восприятие европейской культуры. Но все-таки в основе европейской культуры лежит не ненависть, а гуманизм, выросший из христианских заповедей. Ценность человеческой жизни, которая с каждым поколением растет не хуже курса биткойна. Свобода, без которой невозможно уважительное отношение к личности. Права всех этих стремящихся к бесконечности гендеров, также как права женщин, этнических меньшинств и людей с ограниченными возможностями — это все следствие естественного развития культуры гуманизма. Собственно, т.н. новая этика — это level up, следующий уровень старого доброго гуманизма, на котором ему пришлось столкнуться с владычеством патриархата. Но этот бой не на жизнь, а на смерть, пожалуй, тема отдельного поста. И как бы это наивно сегодня не звучало, на фоне исламского фундаментализма и всевозможных манифестов, я верю, что именно любовь спасет Европу, а в конце концов и мир», — пишет он.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".