Статья
1226 20 марта 2009 0:01

Заседание Госдумы

Состоялось пленарное заседание Государственной Думы РФ. Ратифицированысоглашения между Россией и Белоруссией о транзите товаров, перемещаемых через таможенные органы двух стран (упрощающего транзит), соглашение между Россией и Бразилией о совместной охране технологий по использованию космического пространства, а также протокола к Конвенции между Россией и Чехией об избежании двойного налогообложения и совместного предотвращения уклонения от налогов на доходы и капитал.

Как сообщает «Интерфакс», в третьем, окончательном чтении принят «президентский» законопроект, дающий право партиям выдвигать кандидатуру губернатора. В соответствии с законопроектом, партия-победительница выдвигает на должность руководителя субъекта РФ не менее трех кандидатур и не позднее, чем за 90 дней до истечения срока полномочий действующего главы региона. Президент должен сделать свой выбор в течение месяца. В случае, если ни один из кандидатов не будет утвержден президентом, партия вправе предложить новую «тройку» кандидатов. Победившая партия может предложить президенту девять кандидатур - последнее слово будет за главой государства. В рамках этого процесса предусмотрено проведение консультаций представителей партии с президентом РФ, а также возможность принятия им решения о роспуске регионального парламента «с учетом результатов консультаций». Согласно законопроекту, если по каким-то причинам партия не реализовала свое право, президент сам вносит в региональное законодательное собрание соответствующее представление - называет своего кандидата на губернаторский пост.

Во втором чтении принят законопроект, предусматривающий приостановление военной службы судей военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, а также законопроект о введении новой памятной даты – «День партизан и подпольщиков». Памятная дата установлена на 29 июня.

В первом чтении приняты законопроекты о расширении контрольных функций муниципальных собраний, о запрете членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы на участие в судебных процессах, об уточнении полномочий руководителя следственного органа, поправки в Уголовный кодекс РФ, предусматривающие сокращение срока погашения судимости для несовершеннолетних, осужденных к более мягкому наказанию, чем лишение свободы, а также исключение признака неоднократности из статей 154 (незаконное усыновление или удочерение) и 180 (незаконное использование товарного знака) Уголовного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, депутаты приняли в первом чтении проект Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка», а также законопроект, предусматривающий введение прав на мопеды и приравненные к ним средства (в настоящее время они не требуются).

Оба законопроекта давно стали предметом активного общественного обсуждения. Правовая база для института дружинников и других общественных объединений по охране общественного порядка сейчас должным образом не проработана. Это обстоятельство приводит к попыткам использования формата «народных дружин» в качестве прикрытия для противоправной деятельности некоторыми экстремистскими политическими (прежде всего, молодёжными) организациями. Что же касается введения прав на вождение мопедов и приравненных к ним средств, то ГИБДД неоднократно указывало на необходимость данного шага из-за множества аварий с участием мопедов и скутеров (ставших излюбленным средством передвижения для молодёжи, не достигшей возраста, позволяющего получить права на автомобиль или мотоцикл).

Комментарии экспертов

Новая законодательная норма, позволяющая партиям выдвигать кандидатуры глав субъектов РФ, конечно, наделяет политические партии дополнительными полномочиями, но также повышает их ответственность. Это абсолютно демократичная мера, которая является продолжением инициатив, изложенных в послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию. Если раньше участие партий в формировании региональной власти не было прописано, то отныне есть прямая, обязывающая норма. Это позволяет нашей партии внимательно относиться и к формированию кадрового резерва, и, естественно, всесторонне изучать кандидатуру губернатора и выносить её на утверждение после надлежащего общественного обсуждения.

Партия «Единая Россия» последовательно занимается кадровой работой. У нас уже давно работает проект «кадровый резерв – профессиональная команда страны». Наш кадровый резерв формируется в том числе из действующих политиков региональной власти и депутатского корпуса, из числа людей, которые зарекомендовали себя профессионалами на хозяйственной и политической работе. Работу по формированию этого резерва мы ведём уже не первый год. Поэтому я уверен, что партия сможет выдвинуть на должности глав субъектов РФ достойных кандидатов. Полномочия, данные новым федеральным законом, позволят партии в случае победы на выборах в субъекте, это сделать.

Что касается конкретной методики и техники выдвижения – то она должна быть тщательно выверена и взвешена. Кандидат на губернаторский пост должен быть понятен людям, которые живут в регионе. Поэтому мы, конечно, будем проводить предварительные консультации. Но сначала, в ходе любой предвыборной кампании, мы будем сосредотачиваться на том, чтобы заручиться доверием граждан и получить большинство голосов на выборах в региональные парламенты, а затем уже выдвигать конкретные кандидаткры в губернаторы. Ведь законом предписано, что таким правом обладает только партия, имеющая большинство в законодательном собрании субъекта.

Давайте говорить честно: многие наши граждане уже слабо рассчитывают на госорганы, в том числе и на милицию. В этих условиях, действительно, возникают стихийные инициативы по охране порядка или по патрулированию улиц. За последний год мы видели очень много таких инициатив, вокруг которых всегда было очень большое столкновение мнений – вспомните хотя бы историю с православными дружинами. Мне кажется, что гораздо более осмысленным было бы регламентировать эту деятельность.

Ведь в добровольной дружине самое главное слово – «добровольно». Если гражданин хочет принять участие в охране своего дома, двора, прилегающего парка с детской площадкой, то он, конечно, должен иметь право это сделать. Но он должен чётко понимать, что он может делать в этих рамках, а что не может - потому что в противном случае мы просто поощряем граждан к каким-то самодеятельным правоохранительным действиям, которые часто противоречат закону. Поэтому мне кажется, что принять регламент, по которому граждане могли бы участвовать в обеспечении собственной безопасности, не нарушая законы, не поддаваясь эмоциям и согласуя это дело с правоохранительной системой, было бы хорошо.

Что же касается второй темы, то самая большая проблема здесь – что молодёжь и не только молодёжь, которая осваивает все эти транспортные средства, относится к ним очень легкомысленно. Кого из нас честно учили на права, тем с самого начала говорили, что «Вы управляете средством передвижения повышенной опасности». То есть профессиональные люди объясняют своим гражданам, что вы за рулём довольно опасной машины. И так получилось, что мы осознаём автомобили как возможную угрозу при неграмотном управлении. А вот различного рода мопеды и скутеры мы считали чем-то сродни велосипедам и самокатам.

На самом же деле это вовсе не так - например, неудержание равновесия на дороге в потоке может стоить жизни не только человеку, который за рулём мопеда, но и тем, кто управляет машинами, под которые водитель мопеда влетел в тот момент - которые будут пытаться затормозить или уйти от столкновения. Действительно, таких трагедий довольно много. Мне не кажется, что введение прав должно вызывать протест. Если вы уверены в своих силах, если вы трезвы, если вы спокойны за рулём, то вас должна радовать история о том, что вы - полноправный участник дорожного движения, а не персонаж, который по глупости выехал развлечься и создал опасность себе и окружающим.

Я вообще считаю, что любой разумный регламент – будь то участие в различных общественных инициативах, будь то участие в движении на дороге – всегда полезен. Единственное, что мне кажется правильным, чтобы всё-таки такого рода инициативы имели более широкое общественное обсуждение.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".