Статья
2949 27 мая 2015 13:19

«Золотой мандат» для малых партий

Малые партии лоббируют идею допуска в парламент представителей партий, набравших хотя бы 3% голосов избирателей. Пока непонятно, согласится ли Кремль и сделает ли это работу будущего парламента более продуктивным.

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов полагает, что данная инициатива не имеет большого смысла после возвращения парламентских выборов к смешанной системе. «Если оппозиционные партии не рассчитывают преодолеть заградительный барьер и имеют в своем списке достаточно харизматичных фигур, то они могут сделать ставку на выборах в одномандатных округах и провести своих кандидатов в Госдуму. Если же у них нет таких кандидатов, то не имеет никакого смысла поддерживать эти партии за счет искусственных преференций», – сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, эта инициатива сейчас направлена на поддержку неэффективных партий, которые теряют свой электоральный потенциал – прежде всего «Справедливая Россия» и «Яблоко».

Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов отмечает, что «золотой мандат» был бы хорош для развития партийной системы, если оценивать ее с точки зрения политического плюрализма. «Также это было бы хорошо для избирателя, которого не устраивают предложения крупных партий. Но это разговор действительно в пользу бедных. У малых партий в России есть одна неприятная черта – они рискуют превратиться в региональные партии (например, в партию москвичей, о чем мечтают навальные и компания), не по букве, а по духу, и которые формально запрещены в нашей стране», – сказал он «Актуальным комментариям».

По словам эксперта, «Яблоко» фактически уже является такой партией. Она набирает голоса буквально в трех-четырех регионах. «РПР-Парнас» хочет быть партией интеллигенции, среднего класса и малого бизнеса, но при этом на самом деле хочет и может иметь базу только в Москве и отчасти в Екатеринбурге. И это все. Нужны ли нам такие партии в парламенте? Не уверен. В региональных заксах они были бы уместны, но не более», - говорит он.

Политолог Иван Преображенский считает, что снизить проходной барьер для партий до 3% после возвращения смешанной пропорционально-мажоритарной системы (то есть выборов по округам и по партийным спискам) было бы логично. «Странно, когда депутатом становится человек, которого поддержало максимум несколько сотен тысяч человек и ни одного мандата не достается партии, за которую проголосовало более 4 млн человек», – сказал он «Актуальным комментариям».

Однако, по мнению эксперта, Кремль на это предложение, скорее всего, на нынешнем избирательном цикле не пойдет. «Идет предельно жесткая зачистка электорального поля накануне практически неизбежных досрочных выборов в Госдуму, которые, скорее всего, будут перенесены на сентябрь 2016 года. И на этом фоне такое послабление смотрелось бы странно. Власти раздражают даже те полтора реальных оппозиционера, которые сегодня работают в Госдуме, а тут сразу взять и пропустить в парламент не меньше 2 либералов, а ведь могут к показателю в 3% подобраться и какие-нибудь националисты. Так что инициатива здравая, но шансы на ее принятие минимальны», – говорит он.

Директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов считает, что с введением выборов по смешанной системе смысл в барьере вообще исчез. «Более того, сама идея барьера и отсечения малых групп была задумана на Западе, дабы не плодить сущности и не дробить парламентское большинство, формирующее правящую коалицию. Но у нас парламент и правительство живут в разных мирах. Так что если уж реформировать систему, то барьер надо отменять, снижая до одного мандата за 0,5 процентов. Это в любом случае больше в абсолютных голосах, чем цена одного мандата в округе», – написал он на своей странице в Facebook.

Подготовил Андрей Тихонов
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".