Статья
25 Мая 2009 18:20

Амбиции и деньги

Россия окончательно отказывается от Энергетической хартии - странноватого документа, в соответствии с которым наша страна некогда брала на себя обязательство обеспечить западным компаниям доступ к отечественным нефте- и газопроводам, ничего по существу не получив взамен. Президент Дмитрий Медведев заявил об этом на саммите Россия-ЕС в Хабаровске ясно и определенно. Но подлинной удачей можно считать то, что Энергетическая хартия перестала быть основой для энергетического диалога ЕС и России. Европейские лидеры вынуждены признать: необходимы новые специальные договоренности, содержание которых надо обсуждать. Обсуждать с Россией.

Саммит в Хабаровске и проходившая одновременно с ним встреча премьеров стран СНГ - один из показательных примеров эффективной работы тандема Медведев-Путин, слаженной "игры в четыре руки". Медведев вел жесткий диалог с Хавьером Соланой и Жозе Мануэлем Баррозу, Путин - с Юлией Тимошенко.

Полагаю, деятели ЕС теперь четко представляют себе, что Россия не может быть единственным гарантом поставок газа в Европу. Медведевское "чего это ради?" стало для Соланы и Баррозу холодным душем. Путин и Медведев ясно дали понять Евросоюзу и Украине: Россия считает нормальное внутриукраинское потребление условием стабильности газового транзита, но не будет в одиночку финансировать закачку газа в хранилища на Украине для обеспечения этого потребления. Прежде всего цена вопроса (свыше 4 млрд долл.) слишком высока. Необходим кредит, и Россия готова участвовать в его предоставлении нашему западному соседу - но только совместно с Евросоюзом.

При этом украинские власти должны быть адекватны и договороспособны. Особенно с учетом того, что Украина - ненадежный заемщик. Именно поэтому российский Минфин не удовлетворил февральскую просьбу о выделении ей 5-миллиардного кредита. Есть вполне очевидная схема его предоставления, отвечающая национальным экономическим интересам России: залог газотранспортной системы (ГТС) Украины. Как справедливо заметил Путин, если денег нет, об амбициях стоит забыть.

Возможен ли новый кризис в снабжении Европы российским газом? Вице-премьер Украины Александр Турчинов - правая рука и рупор Тимошенко - заявил о том, что причин для него нет. На мой взгляд, он излишне оптимистичен. Ситуация еще может обостриться, но лишь при двух условиях. Первое - если ЕС не признает, что Украина не в состоянии самостоятельно обеспечивать собственные потребности в газе, и не предоставит ей (совместно с Россией) синдицированный кредит для закачки газа в хранилища. И второе - если ЕС пойдет на участие в модернизации ГТС Украины (или даже на создание консорциума по управлению ею) без России. Подобное решение, учитывая коммерческую репутацию и стиль поведения украинских властей (не говоря уже об отсутствии у них консолидированной позиции, что справедливо отметил Путин), не может гарантировать надежности поставок - участие нашей страны является категорическим императивом. Да и вообще, чего это ради России участвовать в обеспечении внутриукраинского потребления и предоставлять этой стране кредиты, если модернизация ГТС пройдет без нас?

Главным барьером на пути готовящегося соглашения России и ЕС остаются основанные на Энергетической хартии стереотипы мышления европейских политиков. Сопутствующая проблема - политика украинских властей, прежде всего президента Ющенко, делающих ставку не на выполнение договоренностей по газовому транзиту и не на развитие энергетического диалога, а на конфронтацию с Россией. Ющенко, кстати, в последнее время склонен не замечать даже прямой коммерческой выгоды для своей страны, если она связана с Россией. Так, президент Украины все-таки принял решение по развороту на Север нефтепровода Одесса-Броды. Перспективы его заполнения в этом случае далеко не очевидны, а почти четырехлетнее использование в реверсном (обратном) направлении для транспортировки российской нефти в порты Черного моря, по оценкам экспертов, уже принесло Украине до 230 млн долларов.

Сегодня очевидно: если Евросоюз хочет иметь дело с ответственными партнерами и окончательными решениями, мнение руководства Украины должно приниматься во внимание только после консультаций ЕС и России. Любые барьеры могут быть преодолены, если позиции России и ЕС будут ясными и открытыми, а стороны будут стремиться к согласию. Устаревшим договоренностям (Энергетическая хартия) и идеологизированным мифам (например, о том, что Россия реализует в отношении Украины имперскую политику) должны прийти на смену прагматические мотивы.

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".