Статья
31 Января 2012 9:08

Балансировка Европы

Балансировка Европы
Фото: Shutterstock

<p><strong>Лидеры Европейского Союза поддержали соглашение о бюджетной дисциплине и заявили о намерении модернизировать свою экономику.</strong><br />
<br />
Лидеры стран Евросоюза, за исключением Великобритании и Чехии, поддержали соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой, предусматривающее, в частности, возможность корректировки отдельных решений стран-членов.<br />
<br />
Все страны, подписавшие договор, возьмут на себя обязательство ввести в свое законодательство на конституционном уровне положения, предусматривающие возможность автоматической корректировки решений в сфере долговой и бюджетной политики, заявил президент Евросоюза Херман ван Ромпей.<br />
<br />
Европейские органы власти получат право налагать штрафы на страны, где превышен предельно разрешенный уровень дефицита бюджета. Размер штрафа может составлять до 0,1% ВВП.<br />
<br />
Средний уровень дефицитов должен составлять 0,5% ВВП, соотношение госдолга к ВВП должно в течение времени приблизиться к 60% ВВП.<br />
<br />
Ранее в ЕС действовало правило о 3%-ном уровне бюджетных дефицитов, однако не существовало механизма контроля за соблюдением этой нормы и для наказания нарушителей.<br />
<br />
Ожидается, что официально соглашение о бюджетной дисциплине будет подписано на саммите в марте, а затем начнется процесс его ратификации.<br />
<br />
Лидеры ЕС также одобрили в понедельник соглашение о создании постоянно действующего European Stability Mechanism объемом 500 млрд евро. Фонд, который заменит нынешний временный антикризисный механизм, должен начать функционировать в июле.<br />
<br />
«Мы должны решительно предпринять глобальную акцию на длительную перспективу. Мы должны еще больше сделать, чтобы вывести Европу из кризиса», - заявили главы государств и правительств стран Евросоюза.<br />
<br />
Документ называет уже принятые меры по обеспечению финансовой стабильности и бюджетному оздоровлению в качестве необходимого условия для возврата к более динамичному экономическому росту и более высокой занятости. Однако, признают европейские лидеры, этого недостаточно.<br />
<br />
Необходимо модернизировать экономики стран ЕС и усилить конкурентоспособность с целью гарантировать устойчивый экономический рост, констатировали европейские лидеры.<br />
<br />
Они согласились, что экономический рост и занятость не смогут восстановиться без глобального и единого подхода и без разумного бюджетного оздоровления, которое сохраняет инвестиции в будущий экономический рост, здоровую макроэкономическую политику и активную стратегию занятости, сохраняющей социальное сплочение.<br />
<br />
Декларация выделяет три срочных приоритета: стимуляцию занятости, особенно среди молодежи, единый рынок как главный двигатель экономического роста и возобновление финансирования для оживления экономики, в первую очередь для малых и средних предприятий.<br />
<br />
Под договором поставили свои подписи представители 25 стран из 27 членов ЕС. Великобритания отказалась участвовать в бюджетном пакте еще на декабрьском саммите 2011 года. А власти Чехии, в свою очередь, пояснили, что не поддержали принятие документа из-за ряда проблем, предполагающих согласование этого решения в парламенте.</p>
Комментарии экспертов
<p>Восточная Европа в последнее время несколько отличается в своей позиции в целом от Европейского союза. И демарш в Венгрии, в Болгарии, в Польше, частично в Чехии свидетельствует о том, что инициатива, которая рождается в экономическом и политической центре Европы, речь идет о Франции и Германии, не всегда поддерживается на ее перифериях. То, что в этой схеме не будет участвовать Великобритания, было известно с самого начала. Последнее время Туманный Альбион дистанцируется от различных инициатив, начиная от ведения финансового налога и заканчивая ожесточением финансовой дисциплины, тем более, что Великобритания занимает особое место, она - так называемая «черная дверь» или «задний ход» на европейский рынок. Поэтому эту позицию, конечно же, Лондон терять не намерен.</p>
<p>Что же касается Восточной Европы, то она несет колоссальные издержки, в отличие от западных стран возможностей для внутреннего роста у нее не очень много. Она испытала колоссальный шок, связанный с уходом иностранных финансовых игроков с собственного рынка. И только немногие из стран Восточной Европы реально получили выгоды от интеграции. Единственным, наверное, и крупнейшим таким государством является Польша, которая выторговала очень выгодную ставку субсидирования сельского хозяйства. Соответственно, Восточная Европа менее оптимистично настроена на процесс ужесточения бюджетной дисциплины. Во-первых, внутренних финансовых возможностей для того, чтобы обеспечить реализацию этих проектов, крайне мало. Во-вторых, очень высокая протестная активность в этих странах. И лишний раз наступать на грабли Греции, связанные с сокращением расходов, которые в свою очередь, приведут к падению экономического роста, эти страны не намерены.</p>
<p>Наконец, мы наблюдаем, очень жесткое противостояние между старой и новой Европой по вопросу бюджетной политики, потому что, исходя из тех моделей, которые предлагают Франция и Германия, основные инструменты будут переданы на европейский уровень, в рамках Еврокомиссии, например. Позиции, например, тех же Франции и Германии, несопоставимо более сильные, чем Восточной Европы. Фактически речь идет о передаче экономического и финансового суверенитета - то, чего так боятся представители развивающихся стран. Поэтому здесь достаточно серьезная проблема возникает. Я сомневаюсь, что все игроки так положительно отреагируют на дальнейшее ужесточение финансовой дисциплины. С другой стороны, альтернативы у ЕС нет: либо она будет укрепляться в своей политической настройке, тем самым купируя все триста своих партнеров, либо она продолжит разваливаться именно в направлении более слабых игроков, потому что требования к бюджетному обеспечению, то же самое австрийское соглашение, они достаточно жестко формулируются, но нет ни одного инструмента, которое заставит их выполнять. Собственно говоря, этот инструмент сейчас пытается построить Франция и Германия. Поэтому мне представляется, что в ближайшее время Париж и Берлин продолжат форсировать ужесточение правил. В крайнем случае, до президентских выборов во Франции и до, соответственно, лета 2012 года, когда станут более-менее известны перспективы развития на ближайшие несколько лет.</p>
<p>Стабфонда в 500 миллиардов, конечно, не хватит для того, чтобы решить все проблемы южных европейских стран. Например, такой стабфонд может полностью погасить долг Греции, но по сравнению с долгом, например, той же самой Италией- это капля в море. Поэтому очевидно, что стабилизационный фонд – это только один из инструментов, который призван поддержать доверие инвесторов к ценным бумагам европейских стран.</p>
<p>Если будет фронтальное падение, конечно, подушку безопасности мало, что удержит. Есть, конечно, сложности, связанные с эффективностью управления. Необходимо будет гасить пожар на рынке, а ужесточение бюджетной дисциплины как раз позволит распределять риски между всеми странами, таким образом снижая давление на конкретную территорию. В действующей системе, например, банкротство Италии приведет к разрушению фонда, если Италия запросит финансирование из него. Если же будет создана такая единая система распределения, то банкротство Италии пропорционально ударит по каждой из стран, общеевропейские бумаги, например, снизятся в стоимости. Налицо попытка такая консолидированной ответственности. Вот ее фонд эффективно может закрывать, а поддерживать каждую отдельную страну в случае банкротства – это не та задача, которая перед ним стоит.<br />
 </p>
<p>У еврозоны есть только два пути: либо дезинтеграция, либо роспуск еврозоны. Говоря о первом, я имею в виду выход каких-то отдельных стран из еврозоны, либо вообще возвращение к идее Европы разных скоростей. А второй путь - это достраивание над валютным союзом фискального союза. В данном случае, шаги в этом направлении делаются: введение санкций за нарушения межбюджетной дисциплины, принятие на себя обязательств на конституционном уровне. Все это достаточно серьезно. То есть, по сути, у Европы есть выбор между двумя путями. Я думаю, что для некоторых стран было бы предпочтительным скорее первый путь, но тем не менее европейский истеблишмент уже находится в панике по поводу возможности дезинтеграции, точнее, снижения того уровня интеграции, который был достигнут. Они не хотят признать своих ошибок.</p>
<p>Хотя ошибки совершены были. В том числе, напомню об одной из последних, связанной с расширением Евросоюза и введением единой валюты, по крайнее мере, распространением ее на значительное количество стран.</p>
<p>Сегодня некоторые страны, которые имеют более или менее сбалансированную экономику, и при этом не перешли в зону евро, имеют все основания быть довольными. К числу этих стран относятся и Польша, и Великобритания, и Чехия, и некоторые другие. Но как мы видим, только Чехия и Великобритания воспользовались этой возможностью постоять в сторонке, и не принимать на себя повышенное бюджетное обязательство бюджетной дисциплины. А страны, не входящие в зону евро, которые такие обязательства на себя взяли, я думаю, сделали это по нескольким причинам.  Кто-то критически зависим от помощи Евросоюза, даже при этом не входя в зону евро (я имею в виду критическую зависимость местных элит от евробюрократии.) Это относится к более слабым странам Восточной Европы.</p>
<p>Что касается сильных стран, таких как Польша, тут вполне возможно, что местные элиты или нынешние правящие группы считают это полезным на будущее именно с точки зрения национального развития Польши - ограничить маневры для проведения популистской политики наращивания бюджетных обязательств, и так далее. Хотя обе основные противостоящие силы в Польше в достаточной степени социально ориентированы, но, так или иначе, те страны, которые не в зоне евро, они сохраняют для себя гораздо больше свободы для маневров, и возможностей по развитию собственной экономики, по выбору методов ее стимулирования, чем страны, которые в зоне евро объединены.</p>
<p>Европейский стабфонд, конечно, придется увеличивать, если произойдет разрастание бюджетного кризиса в Италии, если получат продолжение, по сути, уже предкатастрофические тенденции, которые связаны с кризисом во Франции, то есть, если кризис охватит не только периферийные страны, то никаких денег не хватит. На мой взгляд, вот эти вот решения в существенной степени являются не столько реальным способом преодоления кризиса, сколько попыткой послать обнадеживающие сигналы рынку, и сигналы, для того чтобы рыночные игроки не паниковали, и не играли слишком активно на понижении курса. Существенным является именно этот элемент - попытка повлиять на конъюнктуру, на восприятие кризиса рыночными игроками.</p>
<p class="p1">Чехия не входит в зону евро. В зоне евро состоят 17 государств. В Евросоюзе - 27, с июля – 28, с Хорватией. И, соответственно, этот договор объединяет 25 государств. Это означает, что финансовые обязательства будут более жесткими, обязательства по финансовой дисциплине будут распространяться не только на страны непосредственно зоны евро, но и на те страны, которые к зоне евро не относятся. То есть, страны, которые не обязаны брать на себя обязательства по сбалансированности бюджета, по прозрачности представления бюджета, на себя такие обязательства возьмут. </p>
<p class="p1">Если добровольно, не будучи принуждаемыми к этому, государства подписываются под достаточно строгими обязательствами, то ни о каком влиянии восточноевропейских стран говорить не приходится. Хотя и не все подписались под соглашением. Правда, Чехия сказала, что может впоследствии изменить решение, после президентских выборов, которые будут в марте. </p>
<p class="p1">Чехия долго была в беспокойном состоянии после ратификации Лиссабонского договора в 2009-м году. И именно президент Чехии Вацлав Клаус угрожал наложить вето на ратификацию этого документа парламентом, в случае если Чехии не будут предоставлены некие исключения и не ведены некоторые ограничения, в частности, на покупку собственности, домов иностранными гражданами, под которыми подразумевались коллеги по Евросоюзу - австрийцы и немцы. В связи с тем, что многие чешские земли - это бывшие немецкие земли, президент якобы боялся такой официальной экспансии через скупку недвижимости. Тогда было введено ограничение на 10 лет по этому поводу. Вацлав Клаус принес Чехии спокойствие, но в марте он уйдет, и в общем-то, аналитики уже говорят, что препятствие в лице Чехии вскоре будет устранено.</p>
<p class="p1">Сложно сказать, спасет ли соглашение Еврозону, но очевидным образом, это то, без чего никакое спасение невозможно. То есть, здесь стоит вопрос о том, достаточно этих мер или нет, а то, что они необходимы – это факт. Прежде всего, в рамках предпринятых мер, вводится «золотое правило», golden rule. Это значит, что бюджеты отдельных государств должны быть сбалансированы, а расходы не должны превышать доходы. </p>
<p class="p1">Соглашение может поставить под угрозу экономический суверенитет стран, потому что теперь бюджеты будут проверяться, но это добровольное обязательство.</p>
<p class="p1">Что будет за то, если обязательство выполнено не будет? За это будут штрафы, штрафы, которые будут перечисляться в Европейский механизм стабильности. Это такая некоммерческая организация, которая будет заниматься спасением проблемных стран Еврозоны. Штрафы назначены не очень большие, и взиматься они будут, скорее всего, по решению суда Европейского союза. Здесь есть некая проблема, потому что, по идее, суд сможет принять решение в отношении любой страны Евросоюза, даже той, которая не входит в зону евро, но подписала этот пакт. Как это будет решаться на практике, станет ясно после того, как будет подан первый иск. </p>
<p class="p1">Долговые обязательства Италии и Испании в совокупности составляют приблизительно 3 триллиона. Так что стабфонд, конечно, Еврозону не спасет. Но здесь вопрос в том, что, если удастся стабилизировать долговой рынок, прежде всего, Италии, и снизить процентные ставки по гособлигациям, то итальянцы прекрасным образом справятся со своим долгом сами, как они справляются с ним последние годы. То есть проблем с этими странами не будет. Проблема останется только с Грецией, но Греция - это исключительный случай, потому что ее долги сейчас списались практически на 70%, и в общем-то, греки клятвенно пообещали, что больше такого безобразия не будет. Грецию эти 500 миллиардов евро, конечно, покроют. Другой вопрос - Испания,</p>
<p>Португалия. Ирландии уже не нужны деньги, она отказалась от следующего транша и заявила, что с этой проблемой справилась. Это положительный пример. Поэтому в случае апокалиптического развития событий вряд ли этих средств хватит для того, чтобы цивилизировать рынки. Но это вообще, с другой стороны, не зависит от количества денег, которые есть у Европейского союза. Это зависит от совсем других факторов, - от настроения на рынках, от позиций Соединенных Штатов, и много от чего еще. Иными словами, это зависит во многом от экономической конъюнктуры.  </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".