Статья
24 Февраля 2016 8:43

Бесконечная шутка

Церемония «Оскар» неумолимо приближается, нервы обитателей сети на пределе. Интернет беспокоит главным образом одно: дадут ли в этот раз Леонардо Ди Каприо злосчастную статуэтку или не дадут?

Если все же дадут, часть сетевых любителей кино вздохнет с облегчением. Дело здесь даже не в том, что люди обрадуются за любимого актера, а в том, что они устали от многочисленных шуток в адрес Ди Каприо, ставших не смешными года три назад. Другое дело – иная часть аудитории, злопыхатели и «шутники». Вопрос, как они себя поведут в случае, если актеру дадут награду, куда интереснее, нежели, собственно, получит или не получит. Не получит – еще год интернету никуда не деться от несмешных изобретательных мемов. Получит – мемов и шуток будет куда больше прежнего, но длится эта вакханалия, скорее всего, будет недолго – пошумят месяц-другой и успокоятся.

Вопрос, однако, в другом. С каких пор и почему частная проблема голливудской звезды стала такой важной для Сети?

Известны случаи мемизации разных «звезд». Так, Ченнинга Татума любят за то, что он похож на картошку, а точнее – много разных картошек похожи на Татума. Тома Хиддлстона в сети знают скорее как Локи и любят большей частью как Локи: его грустные глаза и обиженный вид пробуждают полуматеринские и полуэротические перверсивные инстинкты у девочек до 20. Или мемы с Николасом Кейджем – этого актера все любят за невероятно плохую игру и вообще за сам метод его «актерской игры», если только это можно назвать игрой даже в кавычках – выпученные глаза, глупейшее выражение лица и лихорадочные движения перед камерой.

Очевидно, что Ди Каприо и «Оскар» в этот ряд не вписывается. «Леонардо Ди Каприо» – сложносоставной мем, и процесс мемизации актера должен быть прослежен с самых основ его деятельности.

Когда Ди Каприо играл свою первую – и, возможно, лучшую роль – в кинофильме «Зубастики III», актера мало кто знал. На него не обратили особого внимания и в картине «Что гложет Гилберта Грэйпа?». Что мог сделать мальчик, который должен был играть слабоумного человека, против длинноволосого блондина Джонни Деппа? Однако ситуация в корне изменилась, когда вышел «Титаник».

Собственно, в тот момент Ди Каприо и стал мемом – еще несетевым. По всему миру, не исключая России, девочки вешали в своих комнатах плакаты с ясноглазым мальчиком, запавшим им в душу после просмотра «Титаника». Но не только плакаты – пеналы, майки, рюкзаки и вообще все, на что можно было припечатать лицо юного актера, шло в ход. Девочки не спали ночами, мечтая, что этот принц каким-то волшебным образом однажды явится к ним и заберет их в лучшую жизнь. Девочки плакали, терзались, не могли спать, учиться. Пытались что-то сделать с собой, но любовь была сильнее. Вопрос в том, сколько же жизней загубил этот актер?

Напомню, это 1990-е. Тогда мир еще не осознал всею силу и мощь котов. В каком-то смысле Ди Каприо периода «Титаника» выполнял функцию «кота», а сказать точнее – «котика» или «котенка». Все себе хотели этого котенка. В тот же момент помешательство на любви к актеру зафиксировало серьезный сдвиг в идеалах мужской красоты. Брэд Питт как самый красивый мужчина (при всем том как-никак похожий на мужчину) уступил месту мальчику. И место поджарой собаки занял ясноглазый клубочек шерсти. Простите меня за профанную социологию, но так говорили в программе «Про это». А ведь у нас нет причин не доверять этой программе?

Что произошло дальше? Мир открыл для себя другие роли Ди Каприо. Например, его образ в «Полном затмении». Девочки, покупавшие кассету с этим фильмом, возвращались в магазин (на рынок/к лотку/в палатку) и требовали вернуть деньги, потому что не были готовы принять объект своего обожания в таком амплуа. Это же касалось и многих других картин с актером.

Одновременно с этим Леонардо Ди Каприо вдруг вырос, а еще набрал вес. И моментально превратился из милого котенка в весьма упитанного кота. Теперь просто быть было недостаточно. Чтобы оставаться на слуху, коту нужно было еще и что-то делать – фотографироваться с бантиком, охотиться на мышей и т.д. То есть Ди Каприо нужно было продолжить играть сложные роли. Довольно серьезный удар для поклонниц. Но стерпелось – слюбилось. Леонардо Ди Каприо не повторил судьбу такого «котенка», как Маколей Калкин, и все-таки закрепился в народном сознании актером. Мир принял его таким. Однако ресентимент остался.

На прошлой неделе случилось сразу два важных события, которые, как и некоторые другие новости, у нас остались без должного осмысления. Впрочем, без осмысления осталось скорее одно, а второе говорит само за себя – вышла интернет-игра, посвященная погоне Леонардо Ди Каприо за «Оскаром». Игра достойная и, как и полагается, затягивает. В ней Ди Каприо наперегонки с другими претендентами бежит по красной ковровой дорожке за золотой статуэткой. Не знаю, как у вас, а у меня не добежал. То есть мем настолько укоренился в сети, что обретает жизнь в иных, более солидных явлениях культуры.

Игра сделана в стилистике 1990-х. Что и связывает это событие с другой новостью.

Не похожего на Леонардо Ди Каприо «двойника», опять же прославившегося в нашей Сети, из его родного города привезли в Москву, чтобы водить по улицам как дрессированного медведя. Среди прочего его привели на потеху публике в один из торговых центров, где выстроили макет носа «Титаника», на котором «двойник» был согласен сфотографироваться с любой желающей женщиной – обычной зевакой, гуляющей по магазинам.

Представьте. Когда-то девочки, а теперь уже солидные женщины, проводящие свой досуг в торговых центрах и, казалось бы, думать забывшие о своей давнишней любви, идут себе по торговым рядам, и вот тебе на – возможность воплотить мечту. Впрочем, довольно спорная возможность. Того ли они ждали? Вместо большого красивого «Титаника» жалкий макет, а вместо того самого Ди Каприо – упитанный мужчина, едва похожий на кумира детских грез. Нелепая ситуация, нелепые фотографии. И даже как шутку не воспримешь.

Троллинг Ди Каприо в социальных сетях – своеобразная месть за разрушенные жизни и не сбывшиеся мечты. Мужчинам тоже есть за что мстить Ди Каприо. Им тяжело приходилось в конкуренции со звездой мирового масштаба в 1990-е, а быть запасным вариантом – большой удар по мужскому самолюбию. И то, что проблема имеет конкретный срез в России, факт. В пользу этого свидетельствует шутка, согласно которой, если актеру снова не дадут «Оскар», начнется восстание «дикапристов». Шутка гуляет в сети с 2013 года, но пользователи ее неуклонно «шутят», не страшась прослыть самыми радикальными слоупоками.

В конце концов, шутка перестала быть шуткой. Но, кажется, по инерции все продолжают шутить ее из года в год. Тем же, кто смиренно терпит все это безобразие, творимое в интернете, остается ждать и надеяться, что когда-нибудь это закончится. Ведь когда-нибудь это должно закончиться? Если только это не бесконечная шутка.

Александр Павлов специально для «Актуальных комментариев»
____________

Читайте также:
25 Апреля 2016 Украина и Донбасс
На Украине запретили российские сериалы
 На Украине запретили российские сериалы На Украине запрещен показ еще 34 российских фильмов. Такое решение приняло Госагентство по вопросам кино. Перечень вышеупомянутых фильмов был обнародован на сайте ведомства.
22 Апреля 2016 Украина и Донбасс
ОБСЕ нашла на Украине цензуру
 ОБСЕ нашла на Украине цензуру Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) назвала цензурой запрет властей Украины на показ российских фильмов, снятых после 1 января 2014 года. Под ограничение попадали как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
21 Апреля 2016 Украина и Донбасс
Украинские власти запретили российские фильмы
 Украинские власти запретили российские фильмы Жители Украины не смогут увидеть в эфире местных телеканалов российские фильмы, снятые после 1 января 2014 года. Под запрет попадают как художественные картины и телесериалы, так и телевизионные передачи.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".