Статья
2843 9 марта 2017 10:07

Биф против дебатов

Растущая популярность хип-хоп культуры и десятки миллионов просмотров баттлов между известными рэперами вынуждают других игроков индустрии внимания, в которую входит и шоу-бизнес, и политика, обращаться к формату баттл-противостояния. Баттл между блогерами Хованским и Лариным, проект «Дебаттл» от «Справедливой России» – это только первые попытки.

Для тех, кто еще не в курсе, баттл – противостояние двух рэп-исполнителей (MC), суть которого заключается в моральном уничтожении оппонента с помощью заранее подготовленного или придуманного на ходу (фристайл) текста.

Изначально формат баттлов появился в США. Сама хип-хоп культура воспринималась как маргинальная, но c ростом ее популярности и развитием сопутствующих направлений (кино, мода, мероприятия), баттлы в США как элемент этой культуры стали по-настоящему массовыми. Взять хотя бы популярный канал Epic rap battles of history, созданный в 2006 году и рассказывающий о сути противоречий между известными личностями именно через призму баттлового противостояния.

Баттловая культура в России не может похвастаться богатой историей. Если первые баттлы в США были организованы в 80-х годах, то в России мода на баттлы начала зарождаться в нулевых и не на улицах, а в интернете. В декабре 2001 года на форуме сайта Hip-Hop.ru был организован первый MC-баттл. В 2003 году в России вышел фильм «8 Миля» с Эминемом в главной роли, который сделал рэп-баттлы в России еще популярнее. В 2008 году был организован телевизионный проект «Битва за респект», где на финале третьего сезона присутствовал Путин.

Но настоящую известность формат баттлов приобрел с созданием проектов «Versus Battle» и «SLOVO», которые были организованы в 2013 и 2012 годах. Выходит, что как элементу поп-культуры баттлам в России всего лишь 5 лет. Сегодня самый популярный баттл на youtube-канале Версуса имеет практически 32 миллиона просмотров, а на популярной площадке теперь соперничают не только MC, но блогеры и поэты.

«Лезут к нам — в рэп»

В российской политике попытки по освоению тренда предпринимались уже во время предвыборной кампании 2016 года. Можно, конечно, вспомнить более раннее выступление Жириновского, но это всего лишь разовая акция. Первой полноценной попыткой можно назвать проект «Дебаттл» от «Справедливой России». Проект должен был привлечь молодую аудиторию, однако ничего, кроме недоумения, он не вызвал. Подача, оформление и содержание были выполнены настолько неумело и топорно, что целевая аудитория отреагировала резко негативно: «эти три с половиной минуты плохо зарифмованной демагогии, популизма и фейковых попыток использовать сленг молодых». Да, ролики собрали сотни тысяч просмотров, у других видео на канале партии количество просмотров редко переваливает за сотню. Но количество дизлайков у «Дебаттла» превышает количество лайков, а политика – не шоу-бизнес, здесь не любой PR идет на пользу.

Политика в баттлах

Не только баттлы проникают в политику, иногда выходят и политизированные баттлы. Обычно на таких мероприятиях не бывает правил, про оппонента можно говорить все, что вздумается, используя для этого любые речевые обороты. Но повышенное внимание публики к баттловым площадкам привело к тому, что в некоторых случаях организаторам приходилось прибегать к цензуре, чтобы очередной выпуск не навредил ни проекту, ни самому участнику. Порой MC переходят с личности своего соперника на общественно-политические темы и баттл превращается из простого унижения и оскорбления оппонента в форму общественной дискуссии.

И эта форма проста и понятна, именно поэтому она пользуется популярностью. Уверен, что большинство зрителей Версуса узнали об истории с переименованием моста в Санкт-Петербурге именно из баттла Эрнесто Заткнитесь X Гнойный, а не с экранов телевизора или нудных блогов политиков. И именно поэтому баттловые площадки можно и нужно использовать как для анализа актуального перечня проблем (что волнует молодежь?), так и для внедрения и корректировки повестки (что должно волновать молодежь?).

Кризис политических дебатов

Выходить на новые каналы связи с электоратом партиям приходится не от хорошей жизни. Кроме желания привлечь на свою сторону молодых людей, использование баттлов говорит о кризисе классического формата дебатов. Дебаты перед парламентскими выборами 2016 года оказались непопулярными, по данным ВЦИОМ, их смотрели только 39% опрошенных респондентов, а 25% впервые о них слышали.

Непопулярность дебатов можно объяснить несколькими причинами: старые и неинтересные участники, устаревший формат, мертвый политический сезон. Сейчас вспоминаются только выходки Мальцева, высказывания которого аудитория расхватала на мемы и коубы. Классические дебаты, где все друг друга называют жуликами и ворами, неинтересны, в них нет ничего острого, в них нет конфликта, а смотреть словесную перепалку старых политиков никому не хочется.

Перспективы в 2018 году

На прошлых президентских выборах Путин намеренно не участвовал в теледебатах, так как от его присутствия выиграли бы только его конкуренты, он бы не получил ничего. Путин примет участие в дебатах только тогда, когда ему это будет выгодно.

Если явка выше 50% является действительно важным критерием легитимации результатов выборов, то интерес к ним нужно подогревать в том числе за счет использования новых форматов. Тем более, что ЦИК ясно дает понять, что повышать явку нужно без нарушений и злоупотреблений.

А участие Путина в дебатах, безусловно, будет подогревать интерес публики.

Понятно, что мы не увидим настоящий баттл между кандидатами на пост президента, но изменение формата самих дебатов может привлечь внимание не только молодежи, но и избирателей из других возрастных категорий.

На успех любого противостояния, проходит оно в формате баттла или дебатов, влияют несколько основных факторов:

1. Фигуры участников
Если на будущих выборах мы увидим традиционных кандидатов (Жириновский, Зюганов, Миронов, Явлинский), для которых проигрывать выборы – это образ жизни, то ничего интересного не выйдет. Нужен сильный спарринг-партнер, с которым будет интересно стоять в паре, но в то же самое время он не должен представлять реальную угрозу.

2. Биф – это война, в которой каждый против всех
Важнейшая составляющая часть успеха – конфликт. Если его нет, то нет и самого противостояния. Последние парламентские дебаты показали, что между участниками нет конфликта. Партии и их представители делились на тех, кто поддерживает политику президента и тех, кто выступает против нее. Во многом именно это и стало причиной падения интереса к дебатам. Да и сложно поверить в то, что у людей, которые уже более 20 лет находятся в статусе системной оппозиции, есть какие-либо конфликты с системой, они являются ее неотъемлемой частью.

3. Эмоции
Отчасти этот пункт связан с фигурами участников. Политические трупы не вызывают никаких эмоций, кроме жалости: «Почему позорятся они, а стыдно мне?» - часто думают свидетели таких зрелищ. Хоть какие-то эмоции вызывает Жириновский, но и он с годами уже теряет хватку.

Президентским выборам нужны эмоции, нужно внимание. Апатия и полное безразличие к результатам, с которыми власть столкнулась на выборах 2016 года, – есть следствие административных перегибов и чрезмерного давления на электоральные процессы.

Предвыборная кампания – это шоу, и чем оно интереснее, тем выше вероятность, что избиратель его купит, придя на участок. Поэтому организаторам выборов и кампаний кандидатов нужно присмотреться не к форме баттлового противостояния, а к его духу, содержанию. Ведь по большому счету форма и у баттлов, и у дебатов примерно одинаковая. Только вместо бара «1703» студия в «Останкино», а вместо канала на YouTube прайм-тайм на федеральных каналах. Но кардинально отличается содержание, дух борьбы. В отечественных дебатах он практически полностью исчез, именно поэтому мы смотрим баттлы и игнорируем пустую болтовню политиков на теледебатах.

Михаил Карягин, политолог

____________

Читайте также:
12 января 2022 Новости
Рабочие поездки и отдых с семьей: как главы регионов провели новогодние праздники
 Рабочие поездки и отдых с семьей: как главы регионов провели новогодние праздники Большинство губернаторов активно проводили новогодние праздники. Главы регионов не только поздравляли граждан с Новым Годом и Рождеством, но и показывали, как они проводят время с семьей, посещают строящиеся инфраструктурные объекты и совершают рабочие поездки. При этом многие из них не отдыхали за пределами своих регионов.
30 декабря 2021 Новости
Переговоры Путина и Байдена и «приземление» Netflix: обзор Telegram за 30 декабря
 Переговоры Путина и Байдена и «приземление» Netflix: обзор Telegram за 30 декабря Telegram-сообщество активно обсуждает предстоящие переговоры лидеров России и США, «приземление» Netflix, а также параметры и сроки транзита власти в РФ. По словам авторов Telegram-каналов, российское руководство проявило инициативу в переговорах с президентом США, так как «оно находится и в цейтноте, у него нет времени ждать, пока партнеры раскачаются».
1 января 2022 Анонс
«Приземление» иностранных IT-компаний
 «Приземление» иностранных IT-компаний 1 января в России вступает в силу закон «о приземлении», который обяжет крупные иностранные IT-корпорации, работающие с российской аудиторией, открыть свои полноценные представительства в России. Подобные филиалы будут взаимодействовать с государственными структурами, нести ответственность за нарушение законодательства.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".