Статья
3311 26 мая 2017 14:02

Конфликт Sports.ru и «Матч ТВ» как зеркало развития медиа

Затягивающийся конфликт межу Sports.ru и «Матч ТВ» невольно заставляет проводить различные аналогии: Давид против Голиафа, частное производство против завода, инициатива против коммерции. На самом деле, конфликт между двумя игроками отражает суть перестройки медиапространства, которую все мы наблюдаем.

История конфликта

19 мая представители телеканала «Матч ТВ» подали в Мосгорсуд иск ​к сайту Sports.ru из-за незаконного размещения хайлайтов двух матчей Футбольной национальной лиги (ФНЛ). Сами претензии являются довольно странными, так как хайлайты публикуются в профильных группах в социальных сетях, сами трансляции «Матч ТВ» стримятся в прямом эфире в группах «ВКонтакте», но иск был подан именно к Sports.ru, да еще и за трансляцию отрывков матчей ФНЛ, которые не обладают такой ценностью как игры Премьер-лиги или международные матчи.

Поэтому и администрация Sports.ru, и простые читатели начали искать скрытые мотивы судебного разбирательства. Основных версий две. Первая – у «Матч ТВ» большие проблемы с рейтингами программ, а также постоянные ляпы и ошибки в трансляциях: то футболистов перепутают, то борцов. Об этом написали на сайте Sports.ru, что и обидело руководство канала. Вторая версия сводится к личному конфликту между главным редактором сайта Юрием Дудем и руководством «Матч ТВ», который начал развиваться после жестких вопросов Дудя к министру спорта Виталию Мутко в эфире программы на «Матч ТВ». Сам Юрий Дудь эту версию опровергает и говорит, что причиной его ухода с телеканала стал не конфликт с руководством, а желание развивать другие проекты, которые бы не ограничивались рамками телевидения. Таким образом, основной остается версия мести «Матч ТВ» за критику в свой адрес. Ляпов на телеканале действительно много и замечали их не только на Sports.ru, но и на Life, и даже на Pikabu и многих других ресурсах, но досталось именно сайту о спорте, поэтому можно говорить не только об обиде, но и нечестной конкуренции.

Конфликт продолжил развиваться после того, как Sports.ru обвинил «Матч ТВ» в незаконном заимствовании текстов сайта. Директор Sports.ru Дмитрий Навоша заявил, что «Матч ТВ» использует материалы сайта без ссылки на источник. «Вчера в прямом эфире "Матч ТВ" по поводу финала Лиги Европы его корреспондент бодрым голосом зачитывал абзац за абзацем с сайта Sports.ru, слово в слово, ни разу при этом, не упомянув источник», — написал Навоша на сайте.

Позднее представители «Матч ТВ» извинились за некорректное цитирование, но проблему это не решает.

Очевидно, что история не закончится и после судебного разбирательства, решение суда здесь не будет играть никакого значения, конфликт все равно продолжится.

Почему это важно для индустрии?

Пример конфликта между двумя медиа показывает проблему, с которой в ближайшее время столкнутся или уже столкнулись многие другие крупные телекомпании. Развитие интернета, социальных сетей, а также повышение доступности техники, с помощью которой можно делать качественный контент, привело к тому, что значительно больше людей получили возможность создавать новые и интересные продукты.

Более того, для создания качественного материала больше не нужно больших денег. Клип с 20 миллионами просмотров можно снять за 200-300 тысяч рублей. Интервью того же Юрия Дудя на YouTube уже смотрят больше, чем аналогичные форматы на главных федеральных телеканалах. И с каждым годом этот тренд будет только усиливаться.

Формула «дорого = хорошо» в современном информационном пространстве перестает работать. Побеждают не деньги, а качество, уникальность и новые подходы. Стремительное развитие YouTube каналов и других источников приводит к тому, что классические СМИ просто не могут игнорировать этот тренд. По мнению экспертов, в ближайшее время крупные медиа будут стараться осваивать новые каналы распространения контента, но выглядит это как попытка впрыгнуть в последний вагон уходящего поезда. Те, кто поймал тренд раньше будут оказываться в более выигрышном положении, чем новые игроки, пусть и с большим объемом ресурсов.

Сейчас практически у всех крупных телеканалов есть собственные YouTube каналы, но, как правило, они дублируют там телевизионный контент. С появлением платной подписки на YouTube, возможно появятся новые большие проекты от крупных игроков рынка.

Медиа меняются и выиграет тот, кто быстрее адаптируется к новым условиям. А таких конфликтов между «большими» и «маленькими» будет только больше, так как игра идет на встречных курсах: блогеры становятся более медийными и выходят за рамки своей аудитории, а классические СМИ идут в сторону освоения интернет-аудитории, в этой буферной зоне конфликты интересов неизбежны.

Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".