Комментарий
8 Ноября 2011 10:35

Большие задачи

Константин Симонов директор ФНЭБКонстантин Симонов

Константин Симонов
директор ФНЭБКонстантин Симонов

Идея большого правительства вызвала далеко не однозначную реакцию в российских СМИ и интеллектуальных кругах. Уже сейчас выпущено немало критических стрел, хотя пока мы видим только саму идею, а даже не концепцию работы этого института.

Но стремление власти менять механизм принятия государственных решений очевиден, и этот момент - значим и позитивен. Ведь власти уже приписали задачу консервации политической системы и технологий выработки государственной политики и решений. Между тем, мы как раз видим попытки значимых перемен, что показывает и недовольство нынешних лидеров государства функционированием государственной машины вообще и отдельных ее элементы в частности. Отсюда и заявления Дмитрия Медведева про чиновников «с тусклыми глазами», которых нужно менять.

Естественно, что власть тут же обвиняют в недостаточном реформизме, в склонностям к имитациям и симулякрам. Тут же раздаются призывы навалиться и демонтировать систему все целиком, «под корень». Это - логика tabula rasa в государственном масштабе: вначале мы полностью рушим государство, потом на его осколках создаем новое, с чистого листа.

Самые «гуманные» из оппонентов призывают строить параллельную Россию. Но требование демонтажа всего государства остается доминирующим. Понятно, что такой путь, мягко говоря, оптимальным не выглядит. И еще более очевидно, что действующая власть с ним согласиться не может. Она предлагает логику политического инкрементализма – постепенных изменений в управленческой системе. Да, часть интеллектуалов это не устраивает, и такие идеи их только раззадоривают в требованиях немедленной ломки «до основанья». Но есть и значительное количество людей, весьма сомневающихся в пользе революционного сценария. Они предлагают использовать предложения власти, на самом деле понимающей, что существующую систему нельзя признать эффективной. И выступающей за ее исправление. Власть предлагает инициативы, которые уже сегодня можно использовать для оптимизации работы всей государственной машины.

Достаточно очевидно, что идея большого правительства может быть реализована в негативном виде. Не составит особого труда набросать несколько весьма нежелательных сценариев имплементации данной идеи. Однако, при правильном подходе к делу, большое правительство вполне может «выстрелить». Важно только правильно задать вектор его работы.

Основных задач у большого правительства, на самом деле, - две: установить вертикальную коммуникацию с обществом и способствовать более эффективным  горизонтальным взаимодействиям внутри кабинета министров. Первая задача выглядит более приоритетной. Особенно если учесть, что власть постоянно обвиняют в увеличении дистанции между ней и простыми российскими гражданами. Значит, нужно выстроить дополнительные линии коммуникации между правительством и обществом. Это и должно сделать большое правительство, обеспечивающее «доставку» сигналов снизу в кабинет министров, а также эффективно работающую обратную связь.  

На практике можно было бы использовать механизм комитетов по конкретным, точечным проблемам. Большой опыт создания правительственных комитетов по остроактуальным вопросам есть, скажем, в Великобритании. Комитеты формируются по принципу ad hoc  - то есть именно для данного случая. В работе таких комитетов или рабочих групп как раз и могли бы принимать участие члены большого правительства. Их позицию при таком механизме было бы проще инкорпорировать в принимаемые кабинетом министров решения.

Современное общество слишком атомарно. Социальные группы становятся все более малочисленными, зато их общее количество нарастает. Мы видим своеобразное социальное броуновское движение. При этом и повестка дня становится более разрозненной - но ведь и при этом более разнообразной. Разнообразие тем и заставляет использовать такой инструмент как рабочее группы по конкретным проблемам. Это расширит и представительство малых групп во властных институтах – как раз через большое правительство. Ему предстоит уловить требования малых групп и транслировать их кабинету министров, настояв на выполнении запросов через работающую систему временных комитетов.

Эта система поможет отладить и горизонтальные взаимодействия внутри кабинета министров. Современная проблематика требует не только эффективного взаимодействия министерств с профильными социальными группами, но и серьезных межминистерских взаимодействий, зачастую затрудненных. Большое правительство как раз могло бы стать «раствором», цементирующим горизонтальные отношения между ведомствами. Опять же - через систему временных комиссий.

Исходя из вышесказанного, я бы также выделил три важнейшие функции большого правительства. Функция первая – «колокол». Задача большого правительства - эффективно информировать власть о реальных проблемах общества и вовремя привлекать внимание к наиболее острым сюжетам. В этом плане большое правительство должно сократить срок доставки информации от общества к лицам, принимающим решения.

Вторая – «проводник». Мы часто воспринимаем большое правительство как инструмент поддержки работы правительства малого. Но не стоит забывать и о самом обществе. Оно должно получить выгоду не только в улучшении качества принимаемых кабинетом министров решений (хотя это и не так мало). Общество должно видеть, что у него действительно появился канал связи с кабинетом министров. И его действительно слушают.

Большое правительство вполне могло бы реализовать популярную в западных странах концепцию «нет не тех дверей». Идея проста: человек может обратиться к системе с проблемой в любой точке входа, а в итоге - должен попасть в нужную дверь. То есть неважно, в какую первую дверь вы попали, ведь, в конечном счете, вы быстро окажетесь в нужном месте. И как раз это можно сделать при помощи большого правительства. Население будет воспринимать его как нечто более близкое и понятное. Пойдет поток просьб и предложений – и они должны эффективно «расшиваться» именно на уровне большого правительства, которое в итоге должно обеспечивать решение актуальных проблем через информирование ответственных в правительстве и контроль за их деятельностью.

Третья функция – «советчик». Все же, большое правительство могло бы стать не только коммуникатором. Но и выполнять функцию экспертного сопровождения подготавливаемых правительством решений.

Не стоит забывать, что правительство – это экономический штаб государства. Значит, и большому правительству придется заниматься экономикой. Это - довольно тонкий момент. Наше гражданское общество вообще-то мало приучено заниматься экономическими проблемами. Даже исследователи общественных организаций отмечают, что в 1990-е годы в стране практически не было серьезных неправительственных организаций, которые занимались бы решением экономических и социальных вопросов. В нулевые ситуация изменилась не слишком сильно.

Нужно сделать экономическую проблематику предметом широкой экспертизы со стороны экспертного сообщества. Повысить конкуренцию экспертных структур, разрушив существующую сегодня интеллектуальную олигополию. Сегодня идет поиск новых моделей экономического развития. Задача крайне нетривиальная – события последнего времени показали, что современные модели экономического развития потерпели крах. Человечество находится в очевидном интеллектуальном тупике. Мы не может пребывать в интеллектуальной тихой гавани, дожидаясь, когда западные или восточные мудрецы напишут нам рецепт экономического счастья. Большое правительство – одна из попыток мобилизовать интеллектуальный потенциал.

Конечно, важно, как сами члены правительства отнесутся к реализации данной идеи. Причем, тут важны не только министры, но и средний уровень правительственной бюрократии. Думается, что нужны меры стимулирования ее работы с большим правительством - как финансовые, так и карьерные. Тем более, что работа с большим правительством будет способствовать горизонтальным коммуникациям внутри кабинета министров. Что будет неизбежно увеличивать его эффективность.

Большое правительство – ранимая идея. Испортить это начинание просто. Но при грамотной организации и планировании его работы большое правительство вполне может стать не только эффективным каналом коммуникации между властью и обществом, но и усовершенствовать механизм принятия государственных решений, а также межведомственные взаимодействия. Попробовать стоит.

Константин СИМОНОВ

7 Июля 2017 Анонс
Саммит G20
 Саммит G20 7-8 июля в Гамбурге соберутся лидеры стран «Большой двадцатки». Уже запланированы встречи президента России с Мун Чже Ином, президентом Южной Кореи и Эммануэлем Макроном, французским лидером. Не исключена и встреча в формате «нормандской четвёрки».
14 Июня 2017 Новости  Большинство украинцев оценили ситуацию в стране как хаос Большинство жителей Украины (85 %) считают, что их страна находится в состоянии хаоса, 75% согласны с тем, что Украина - на стадии распада, таковы данные исследования, проведенного социологической группой "Рейтинг".  11 Июня 2017 Анонс
Парламентские выборы во Франции
 Парламентские выборы во Франции 11 июня состоится первый тур парламентских выборов во Франции, второй – 18 июня. Будут избраны 577 депутатов, СМИ предсказывают кардинальные изменения конфигурации парламента и победу партии, которую ранее возглавлял Эммануэль Макрон. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".