Комментарий
8 Ноября 2011 10:35

Большие задачи

Константин Симонов директор ФНЭБКонстантин Симонов

Константин Симонов
директор ФНЭБКонстантин Симонов
<p>Идея большого правительства вызвала далеко не однозначную реакцию в российских СМИ и интеллектуальных кругах. Уже сейчас выпущено немало критических стрел, хотя пока мы видим только саму идею, а даже не концепцию работы этого института.<br />
<br />
Но стремление власти менять механизм принятия государственных решений очевиден, и этот момент - значим и позитивен. Ведь власти уже приписали задачу консервации политической системы и технологий выработки государственной политики и решений. Между тем, мы как раз видим попытки значимых перемен, что показывает и недовольство нынешних лидеров государства функционированием государственной машины вообще и отдельных ее элементы в частности. Отсюда и заявления Дмитрия Медведева про чиновников «с тусклыми глазами», которых нужно менять.<br />
<br />
Естественно, что власть тут же обвиняют в недостаточном реформизме, в склонностям к имитациям и симулякрам. Тут же раздаются призывы навалиться и демонтировать систему все целиком, «под корень». Это - логика tabula rasa в государственном масштабе: вначале мы полностью рушим государство, потом на его осколках создаем новое, с чистого листа.</p>
<p>Самые «гуманные» из оппонентов призывают строить параллельную Россию. Но требование демонтажа всего государства остается доминирующим. Понятно, что такой путь, мягко говоря, оптимальным не выглядит. И еще более очевидно, что действующая власть с ним согласиться не может. Она предлагает логику политического инкрементализма – постепенных изменений в управленческой системе. Да, часть интеллектуалов это не устраивает, и такие идеи их только раззадоривают в требованиях немедленной ломки «до основанья». Но есть и значительное количество людей, весьма сомневающихся в пользе революционного сценария. Они предлагают использовать предложения власти, на самом деле понимающей, что существующую систему нельзя признать эффективной. И выступающей за ее исправление. Власть предлагает инициативы, которые уже сегодня можно использовать для оптимизации работы всей государственной машины.<br />
<br />
Достаточно очевидно, что идея большого правительства может быть реализована в негативном виде. Не составит особого труда набросать несколько весьма нежелательных сценариев имплементации данной идеи. Однако, при правильном подходе к делу, большое правительство вполне может «выстрелить». Важно только правильно задать вектор его работы.<br />
<br />
Основных задач у большого правительства, на самом деле, - две: установить вертикальную коммуникацию с обществом и способствовать более эффективным  горизонтальным взаимодействиям внутри кабинета министров. Первая задача выглядит более приоритетной. Особенно если учесть, что власть постоянно обвиняют в увеличении дистанции между ней и простыми российскими гражданами. Значит, нужно выстроить дополнительные линии коммуникации между правительством и обществом. Это и должно сделать большое правительство, обеспечивающее «доставку» сигналов снизу в кабинет министров, а также эффективно работающую обратную связь.   <br />
<br />
На практике можно было бы использовать механизм комитетов по конкретным, точечным проблемам. Большой опыт создания правительственных комитетов по остроактуальным вопросам есть, скажем, в Великобритании. Комитеты формируются по принципу ad hoc  - то есть именно для данного случая. В работе таких комитетов или рабочих групп как раз и могли бы принимать участие члены большого правительства. Их позицию при таком механизме было бы проще инкорпорировать в принимаемые кабинетом министров решения.<br />
<br />
Современное общество слишком атомарно. Социальные группы становятся все более малочисленными, зато их общее количество нарастает. Мы видим своеобразное социальное броуновское движение. При этом и повестка дня становится более разрозненной - но ведь и при этом более разнообразной. Разнообразие тем и заставляет использовать такой инструмент как рабочее группы по конкретным проблемам. Это расширит и представительство малых групп во властных институтах – как раз через большое правительство. Ему предстоит уловить требования малых групп и транслировать их кабинету министров, настояв на выполнении запросов через работающую систему временных комитетов.<br />
<br />
Эта система поможет отладить и горизонтальные взаимодействия внутри кабинета министров. Современная проблематика требует не только эффективного взаимодействия министерств с профильными социальными группами, но и серьезных межминистерских взаимодействий, зачастую затрудненных. Большое правительство как раз могло бы стать «раствором», цементирующим горизонтальные отношения между ведомствами. Опять же - через систему временных комиссий.<br />
<br />
Исходя из вышесказанного, я бы также выделил три важнейшие функции большого правительства. Функция первая – «колокол». Задача большого правительства - эффективно информировать власть о реальных проблемах общества и вовремя привлекать внимание к наиболее острым сюжетам. В этом плане большое правительство должно сократить срок доставки информации от общества к лицам, принимающим решения.<br />
<br />
Вторая – «проводник». Мы часто воспринимаем большое правительство как инструмент поддержки работы правительства малого. Но не стоит забывать и о самом обществе. Оно должно получить выгоду не только в улучшении качества принимаемых кабинетом министров решений (хотя это и не так мало). Общество должно видеть, что у него действительно появился канал связи с кабинетом министров. И его действительно слушают.<br />
<br />
Большое правительство вполне могло бы реализовать популярную в западных странах концепцию «нет не тех дверей». Идея проста: человек может обратиться к системе с проблемой в любой точке входа, а в итоге - должен попасть в нужную дверь. То есть неважно, в какую первую дверь вы попали, ведь, в конечном счете, вы быстро окажетесь в нужном месте. И как раз это можно сделать при помощи большого правительства. Население будет воспринимать его как нечто более близкое и понятное. Пойдет поток просьб и предложений – и они должны эффективно «расшиваться» именно на уровне большого правительства, которое в итоге должно обеспечивать решение актуальных проблем через информирование ответственных в правительстве и контроль за их деятельностью.<br />
<br />
Третья функция – «советчик». Все же, большое правительство могло бы стать не только коммуникатором. Но и выполнять функцию экспертного сопровождения подготавливаемых правительством решений.<br />
<br />
Не стоит забывать, что правительство – это экономический штаб государства. Значит, и большому правительству придется заниматься экономикой. Это - довольно тонкий момент. Наше гражданское общество вообще-то мало приучено заниматься экономическими проблемами. Даже исследователи общественных организаций отмечают, что в 1990-е годы в стране практически не было серьезных неправительственных организаций, которые занимались бы решением экономических и социальных вопросов. В нулевые ситуация изменилась не слишком сильно.<br />
<br />
Нужно сделать экономическую проблематику предметом широкой экспертизы со стороны экспертного сообщества. Повысить конкуренцию экспертных структур, разрушив существующую сегодня интеллектуальную олигополию. Сегодня идет поиск новых моделей экономического развития. Задача крайне нетривиальная – события последнего времени показали, что современные модели экономического развития потерпели крах. Человечество находится в очевидном интеллектуальном тупике. Мы не может пребывать в интеллектуальной тихой гавани, дожидаясь, когда западные или восточные мудрецы напишут нам рецепт экономического счастья. Большое правительство – одна из попыток мобилизовать интеллектуальный потенциал.<br />
<br />
Конечно, важно, как сами члены правительства отнесутся к реализации данной идеи. Причем, тут важны не только министры, но и средний уровень правительственной бюрократии. Думается, что нужны меры стимулирования ее работы с большим правительством - как финансовые, так и карьерные. Тем более, что работа с большим правительством будет способствовать горизонтальным коммуникациям внутри кабинета министров. Что будет неизбежно увеличивать его эффективность.<br />
<br />
Большое правительство – ранимая идея. Испортить это начинание просто. Но при грамотной организации и планировании его работы большое правительство вполне может стать не только эффективным каналом коммуникации между властью и обществом, но и усовершенствовать механизм принятия государственных решений, а также межведомственные взаимодействия. Попробовать стоит.<br />
<br />
<strong>Константин СИМОНОВ</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".