Дагестану нужен список приоритетов
В Дагестане необходимо составить «дорожную карту» развития республики, заявил президент России Дмитрий Медведев на встрече с новым президентом Дагестана Магомедсаламом Магомедовым.
Глава государства подчеркнул, что нормализация ситуации в Дагестане должна происходить не только и не столько в сфере безопасности, сколько в экономическом плане.
Дмитрий Медведев поздравил Магомедсалама Магомедова со вступлением на пост главы республики, отметив: «Это, безусловно, тяжкое бремя, поскольку количество проблем, сложных, нерешенных задач зашкаливает», передает «Интерфакс».
Президент РФ подчеркнул, что Магомедсалам Магомедов знаком с большинством проблем.
Дмитрий Медведев убежден, что, помимо знания этих проблем, «необходимо подготовить своего рода «дорожную карту» их решения».
В числе сложнейших задач, по словам президента, борьба с безработицей, реализация крупных программ, противодействие коррупции.
Глава государства добавил: «Это не значит, что проблемы неразрешимы», но в то же время необходима постоянная и активная работа, «нужно собирать подчиненных, давать указания, лично проверять объекты».
По мнению Дмитрий Медведева, «главная задача - качественное изменение роста (экономики республики)», причем «вопрос здесь не в цифрах, а в том, как чувствуют себя люди и инвесторы, поскольку без инвестиций не может развиваться ни Москва, ни Дагестан».
Президент РФ подчеркнул: «У вас должен быть четкий перечень приоритетов, чтобы деньги не исчезали как в черной дыре, чтобы они были под контролем - вашим лично и правоохранительных структур».
По мнению главы государства, предстоит продолжать работу и в плане укрепления безопасности. Он особо отметил: «Эта задача с повестки дня не снимается», добавив: «но главное все-таки не силовая компонента, а экономическая системная работа».
Магомедсалам Магомедов ответил, что сегодня Дагестан является «одним из самых дотационных и депрессивных регионов».
Он констатировал: «Мы отстаем по многим показателям социально-экономического развития, а валовой региональный продукт на душу населения у нас в 2,8 раза меньше, чем в среднем по России, зарплата более чем в два раза ниже».
Глава республики подчеркнул необходимость внесения инноваций в систему управления регионом, полного изменения модели экономики с использованием косвенных конкурентных преимуществ.
Магомедсалам Магомедов назвал в числе приоритетных направлений развития ТЭК, АПК, туризм. По его мнению, Дагестан также имеет хорошие возможности для развития транспорта и логистики, а также для производства строительных материалов. Он отметил, что «все эти приоритеты органично вписываются в приоритеты развития Северо-Кавказского федерального округа».
Глава республики заключил: «Мы также хотим создать благоприятные условия для привлечения внешних и внутренних инвесторов».
Ситуация с Дагестаном для большинства национальных республик Кавказа является знаковой. Экономика этих регионов либо сырьевая, либо с очень невысоким уровнем ручного труда. Это сказывается в целом и на общем ВВП региона, и на благосостоянии граждан. Понятно, что если решить проблему Дагестана и выбрать правильную и эффективную модель экономического развития, то это может изменить ситуацию на всём Кавказе. Собственно говоря, эта одна из основных задач Хлопонина, который был избран на соответствующую должность, причём политическая значимость этого вопроса зафиксирована наличием у Хлопонина должности вице-премьера.
Дагестан – как раз классический в этом случае пример. В принципе, у региона есть хороший потенциал, но при этом он сложно реализуем ввиду проблем безопасности, отсутствия инфраструктуры, проблем с энергоресурсами, энергообеспечением. То есть проблемы упираются прежде всего в инфраструктуру.
Рекреационный потенциал у республики большой, но он очень серьёзно связан с проблемой обеспечения безопасности. Поэтому вполне возможно, что можно осуществлять точечное развитие небольших охраняемых кластеров в регионе.
Необходимо развивать и малую гидроэнергетику - то, что в своё время предлагал РАО «ЕЭС» и на чём будет работать электроэнергетика Сочи. Понятно, что после Олимпийских игр останутся очень большие потенциалы, и их можно будет активно использовать для того, чтобы питать развитие в республиках Северного Кавказа.
Что касается сырьевого потенциала, то проблема Дагестана заключается в том, что ресурсы сосредоточены очень точечно, и говорить о какой-то крупномасштабной добыче крайне сложно. Для этого необходимо заниматься этим достаточно мобильными, небольшими группами. Например, аналогичное расположение ресурсов характерно и для Южной Осетии, там тоже поднимался такой вопрос.
Поэтому создание строительных комплексов крайне перспективно с точки зрения Сочи, тем более что это является востребованным направлением. Дело в том, что транспортные проблемы в направлении юга приводят к тому, что выгоднее производить стройматериалы на Северном Кавказе. Речь идёт, например, о цементе или гравии. Есть целый ряд направлений, которые можно развернуть в Дагестане, а в дальнейшем снабжать за счёт этого центральную часть России и создать строительно-производственный бум в собственном регионе.
Рост производственного потенциала региона приведёт к 2 важным вещам. Во-первых, произойдёт снижение дотационности региона. А дотации являются одной из основных расходных статей бюджета РФ, то есть бюджет станет более сбалансированным, и более сбалансированным будет развитие региона. Кроме того, повысится покупательная способность населения, и можно будет развивать собственное производство. А внутренний спрос, как правило, снижает базу для формирования террористического подполья. Поэтому, в принципе, экономическое развитие будет очень перспективным. Здесь необходимо обеспечить инфраструктурное развитие: безопасность, транспорт-дороги и электроэнергетика. В этом случае можно будет решить целый ряд задач.
Но, ещё одной важной характеристикой, которая характерна именно для Северного Кавказа, является клановость. Если эту проблему также удастся решить, то экономическое развитие региона будет намного интенсивнее, и сама структура экономики изменится от предпрединдустриальной до индустриальной и в перспективе, лет через 20-30, может быть, даже до постиндустриальной, где будет сделан основной упор на производство услуг.