Статья
30 Ноября 2015 12:34

Дальнобойщики упустили инициативу

Массовый «марш дальнобойщиков» на Москву, судя по всему, не состоится – по крайней мере, в намеченную дату. Многих протестующих «завернули» по дороге, часть решила подождать до середины недели, а некоторые вообще передумали бунтовать. Очевидно, что дальнобойщики инициативу упустили, и вернуть ее будет крайне сложно. Но говорить о том, что протест «слился», явно преждевременно.

Уже несколько недель подряд дальнобойщики, протестующие в российских регионах против платных дорог для большегрузов, грозят «пойти на Москву» и перекрыть МКАД, чтобы обратить внимание на свою проблему. Масштабный «поход» на столицу планировался к 30 ноября, однако акция протеста вряд ли состоится, поскольку добраться до Москвы удалось лишь немногим.

Сообщается, что часть дальнобойщиков Дагестана, где волнения носят наиболее массовый характер, «умерили свой пыл» после встречи с представителями Росавтодора.

Раскол наблюдается и в рядах петербургских водителей: часть из них уже не требует полной отмены системы «Платон», а готовы к компромиссу с властями. Об этом стало известно после того, как на выходных с петербургскими дальнобойщиками встретился министр транспорта Максим Соколов. Тем не менее, часть водителей всё равно двинулись на Москву – по данным из соцсетей, речь идёт более чем о сотне фур.

В Ростове по итогам митинга, на котором присутствовали в основном представители южных регионов, было принято решение и вовсе отложить запланированную на 30 ноября акцию до 3 декабря.

Те же водители, которые все-таки выдвинулись в Москву из Дагестана и Петербурга, столкнулись с серьёзным противодействием правоохранительных органов. На трассах, ведущих в столицу, ГИБДД выставила усиленные патрули, которые останавливали фуры и, по некоторым данным, не пропускали в сторону Москвы машины без груза.

Между тем в Росавтодоре 29 ноября выступили с заявлением, что никакой активности на федеральных дорогах в направлении Москвы нет. В Минтрансе же сообщили, что грузовой транспорт на трассах передвигается в штатном режиме.

Пока неизвестно, скольким водителям удалось доехать до Москвы, однако уже очевидно, что масштабной акции сейчас ожидать не стоит. Впрочем, говорить о том, что протест «слился», преждевременно – напротив, он сегодня находится на пике, считает руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев. Другое дело, что власти не позволят дальнобойщикам заблокировать въезды в Москву и постараются снизить накал протеста до этого, замечает Калачев.

Главной проблемой протестного движения политолог считает отсутствие единого центра координации действий и тех, кого можно было бы пригласить на переговоры. «Движение дальнобойщиков носит в большей степени стихийный характер. Каждый дальнобойщик – это самостоятельно действующая единица. Но это не означает, что невозможно найти какие-то компромиссные решения», – добавляет Калачев.

При этом эксперт обращает внимание на то, что реакция власти на недовольство дальнобойщиков была запоздалой, и она упустила момент, когда нужно было предлагать варианты компромиссов. Однако в любом случае развиться этому недовольству до политического протеста никто не даст, убеждён Калачев. «Дальнобойщики неоднократно заявляли о своей лояльности по отношении к первому лицу государства и к политической системе, они хотят решения конкретного экономического вопроса. Это кризис экономический, который перерастает в кризис социальный. Но социальный кризис необязательно переходит в кризис политический – этот переход зависит от наличия тех, кто может этот протест организовать, идеологизировать и направить в нужное русло. Но пока, слава богу, таких не нашлось», – отмечает собеседник «Актуальных комментариев».

По словам политтехнолога Андрея Колядина, развитие ситуации вокруг дальнобойщиков будет зависеть от поведения властей. «Если им удастся вступить в конструктивный диалог с водителями и найти какие-то решения, которые устраивают обе стороны, тогда не будет никакого слияния оппозиции с протестующими. Если этого сделать не удастся, то напряжение будет расти день ото дня», – прогнозирует Колядин.

Чем больше власть не замечает недовольство дальнобойщиков, тем больше она создаёт себе проблем, подчеркивает политтехнолог. «Этот протест может запросто перейти на федеральный уровень. Если люди идут на то, чтобы участвовать в акциях, в которых будут задержания и рушатся их судьбы, значит, они настроены решительно и готовы идти до конца», – уверен Колядин.

После активизации протеста власть пошла на ряд уступок дальнобойщикам: штрафы были снижены в разы и, кроме того, водителям было предложено поучаствовать в распределении собранных с грузовиков денег. Однако дальнобойщики считают эти уступки недостаточными. Часть из них продолжает настаивать на полной отмене системы «Платон».

«Две недели назад меня лично устроил бы мораторий, но потом, когда начали вскрываться планы коррупционеров по использованию системы «Платон» в личных целях, мы стали требовать её полной отмены. Так появились лозунги и требования об отставках министра транспорта и т.д. В СМИ постоянно приходит информация, что мы требуем мораторий. Это не так. Из перевозчиков мораторий не устроит уже никого», – рассказал «Актуальным комментариям» один из координаторов протестных акций в Екатеринбурге – Сергей Руцких.

Он подчеркнул, что дальнобойщики «не хотят никаких революций», однако отступать от своих требований не намерены. И власть, по словам Руцких, совершает ошибку, когда «делает вид, что ничего не происходит».

__________

Читайте также:


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".