Статья
29 26 Января 2009 0:02

Демократия и традиция

Является ли противостояние либеральных ценностей и традиционного общества неустранимым?
Комментарии экспертов

 

Книга профессора Принстонского университета Джеффри Стаута посвящена кризису американской идентичности и интеллектуальным течениям, цель которых состоит в том, чтобы дать ответ этому вызову. Стаут писал свое исследование после трагических событий сентября 2001 года, когда его страна была объединена решимостью бороться против невидимого врага-чужого. Есть ли у американцев  что-то общее помимо этой ненависти к чужакам? - задается вопросом Стаут. Какие положительные ценности способны объединить их? Ведь до последнего времени общество США является скорее разделенным: со времен Никсона американцев интересуют скорее их религиозные, расовые и этнические различия, чем национальная идентичность.

 

Стаут замечает в связи с этим: то обстоятельство, что идентичность все чаще начинают искать в боге и религии, не должно удивлять. Нации предлагают сплотиться вокруг веры, забыв про конфессионные различия. Это и есть сегодня основа американского гражданского патриотизма. Однако такая ситуация устраивает далеко не всех. В конце концов, атеисты и агностики тоже граждане, да и традиционалисты в рамках конфессий верят не в общегражданского бога.

 

Камень преткновения именно в последнем. Традиционалисты считают современное либеральное общество лишенным какой бы то ни было духовной сердцевины или, если угодно, общего смысла. В числе лидеров этой традиции в США такие мыслители как теологи Стэнли Хауэрвас и Джон Милбэнк, а также философ Алисдер Макинтайр. Их критика направлена на дискредитацию идеи секулярного либерализма как противоречащей представлению о позитивном благе и, в конечном счете, на создание альтернативного антимодернистского проекта.

 

Задача книги Стаута состоит в том, чтобы показать, что современная демократия в действительности не противостоит традиции, а является ее разновидностью. Демократия дает нам определенный тип мышления и отношение к институтам власти. Цитируя автора, предметом его исследования является «роль свободного общественного  разума в рамках политической культуры, включающей в себя религиозные концепции блага».

 

При этом Стаут является последовательным апологетом современной представительной демократии, наиболее существенной чертой которой, по его мнению, является процедура публичного обсуждения и принятия политических решений. И в этой процедуре как раз и обнаруживаются этические резоны или ценности, которые Стаут считает фундаментальными для данной (демократической) традиции. Это, в первую очередь, ценности, зафиксированные в Билле о правах.

 

Согласно Стауту, американское общество декларирует приверженность трем добродетелям, а именно благочестию, надежде и щедрости. Эти добродетели являются основанием для демократической традиции, их обсуждению посвящена первая часть книги.

 

Во второй части исследования Стаут демонстрирует отсутствие подлинных противоречий между религиозной и светской составляющими американской культуры. Дискуссия на уровне «либерализм против традиционализма» объявляется автором манихейской. В действительности же религиозные ценности могут эксплицитно предъявляться в рамках демократической дискуссии, и это вовсе не является каким-то отклонением от правил.

 

Как видно, Стаут писал исключительно для американского интеллектуального рынка. Однако в действительности аналогичные процессы и проблемы мы сегодня наблюдаем и в России, хотя формы общественной дискуссии о совместимости религиозных и демократических традиций принимают у нас довольно странный вид. Ведь если вдуматься, у нас нет ни тех, ни других.

Книга предоставлена магазином "Фаланстер".

 


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".