Статья
26 Января 2009 0:02

Демократия и традиция

Является ли противостояние либеральных ценностей и традиционного общества неустранимым?
Комментарии экспертов
<p>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=utf-8">
<meta name="ProgId" content="Word.Document">
<meta name="Generator" content="Microsoft Word 11">
<meta name="Originator" content="Microsoft Word 11">
<link rel="File-List" href="file:///C:%5CDOCUME%7E1%5CNoname%5CLOCALS%7E1%5CTemp%5Cmsohtml1%5C01%5Cclip_filelist.xml">
<style><!--
/* Style Definitions */
p.MsoNormal, li.MsoNormal, div.MsoNormal
{mso-style-parent:"";
margin:0cm;
margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:12.0pt;
font-family:"Times New Roman";
mso-fareast-font-family:"Times New Roman";}
@page Section1
{size:595.3pt 841.9pt;
margin:2.0cm 42.5pt 2.0cm 3.0cm;
mso-header-margin:35.4pt;
mso-footer-margin:35.4pt;
mso-paper-source:0;}
div.Section1
{page:Section1;}
--></style>
<o:p></o:p></p>
<p> </p>
<p>Книга профессора Принстонского университета Джеффри Стаута
посвящена кризису американской идентичности и интеллектуальным течениям, цель
которых состоит в том, чтобы дать ответ этому вызову. Стаут писал свое
исследование после трагических событий сентября 2001 года, когда его страна
была объединена решимостью бороться против невидимого врага-чужого. Есть ли у
американцев  что-то общее помимо этой
ненависти к чужакам? - задается вопросом Стаут. Какие положительные ценности
способны объединить их? Ведь до последнего времени общество США является скорее
разделенным: со времен Никсона американцев интересуют скорее их религиозные,
расовые и этнические различия, чем национальная идентичность. </p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Стаут замечает в связи с этим: то обстоятельство, что
идентичность все чаще начинают искать в боге и религии, не должно удивлять.
Нации предлагают сплотиться вокруг веры, забыв про конфессионные различия. Это
и есть сегодня основа американского гражданского патриотизма. Однако такая ситуация
устраивает далеко не всех. В конце концов, атеисты и агностики тоже граждане,
да и традиционалисты в рамках конфессий верят не в общегражданского бога.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Камень преткновения именно в последнем. Традиционалисты
считают современное либеральное общество лишенным какой бы то ни было духовной
сердцевины или, если угодно, общего смысла. В числе лидеров этой традиции в США
такие мыслители как теологи Стэнли Хауэрвас и Джон Милбэнк, а также философ
Алисдер Макинтайр. Их критика направлена на дискредитацию идеи секулярного
либерализма как противоречащей представлению о позитивном благе и, в конечном
счете, на создание альтернативного антимодернистского проекта.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Задача книги Стаута состоит в том, чтобы показать, что
современная демократия в действительности не противостоит традиции, а является
ее разновидностью. Демократия дает нам определенный тип мышления и отношение к
институтам власти. Цитируя автора, предметом его исследования является «роль
свободного общественного  разума в рамках
политической культуры, включающей в себя религиозные концепции блага».</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">При этом Стаут является последовательным апологетом
современной представительной демократии, наиболее существенной чертой которой,
по его мнению, является процедура публичного обсуждения и принятия политических
решений. И в этой процедуре как раз и обнаруживаются этические резоны или
ценности, которые Стаут считает фундаментальными для данной (демократической) традиции.
Это, в первую очередь, ценности, зафиксированные в Билле о правах.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Согласно Стауту, американское общество декларирует
приверженность трем добродетелям, а именно благочестию, надежде и щедрости. Эти
добродетели являются основанием для демократической традиции, их обсуждению
посвящена первая часть книги.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p class="MsoNormal">Во второй части исследования Стаут демонстрирует отсутствие
подлинных противоречий между религиозной и светской составляющими американской
культуры. Дискуссия на уровне «либерализм против традиционализма» объявляется
автором манихейской. В действительности же религиозные ценности могут
эксплицитно предъявляться в рамках демократической дискуссии, и это вовсе не
является каким-то отклонением от правил.</p>
<p class="MsoNormal">
<o:p> </o:p></p>
<p>Как видно, Стаут писал исключительно для американского
интеллектуального рынка. Однако в действительности аналогичные процессы и
проблемы мы сегодня наблюдаем и в России, хотя формы общественной дискуссии о
совместимости религиозных и демократических традиций принимают у нас довольно
странный вид. Ведь если вдуматься, у нас нет ни тех, ни других.</p>
<p><em>Книга предоставлена магазином "Фаланстер".</em> <br>
</p>
<p> </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".