Статья
13 7 Декабря 2008 18:19

День гражданской авиации

По инициативе ИКАО (международной организации гражданской авиации) решением Генеральной Ассамблеи ООН в 1996 году учреждён праздник – Международный день гражданской авиации. ООН предлагает в государствам в этот день обратить внимание на успехи и проблемы гражданской авиации.

Россия исторически являлась одним из лидеров отрасли, в том числе по производству гражданских самолётов, однако в настоящее время авиация сталкивается с рядом проблем. Наиболее существенная - экономическая несостоятельность малых авиакомпаний (общеизвестна история AirUnion) и большой срок службы их самолётного парка. 

Комментарии экспертов

Отрасль гражданской авиации в ближайшее время ждут очень серьёзные изменения. В связи с ухудшением общей экономической ситуации, падением доходов населения и компаний ожидается снижение пассажиропотока. Будет меньше бизнес-командировок, а значит, люди будут меньше летать по стране и за рубеж. Следовательно - доходы перевозчиков будут падать. Теоретически они могли бы компенсировать выпадающие доходы за счёт снижения стоимости топлива – но проблема в том, что оно не происходит даже несмотря на значительное снижение цен на нефть на мировых рынках. Основная причина – монополизм этого рынка. Это не является ни новостью, ни откровением. ФАС пытается с ним бороться. Недавно она выносила предупреждения нескольким компаниям, в том числе и по рынку керосина – но ни к каким существенным изменениям это не привело. По большому счёту мы видим, что падение цен на нефть и доходов от её экспорта компенсируется нефтяными компаниями за счёт высоких цен на внутреннем рынке. Этот факт публично признал Владимир Путин 4 декабря в ходе своей «прямой линии» с гражданами. Он обещал принять меры, но сейчас сложно сказать, насколько они будут быстрыми и эффективными.

Между тем, перед отраслью стоят очень серьёзные задачи, которые она не успела решить в «тучные» времена. Первоочередная задача, конечно – обновление парка.  
 
А ведь перед отраслью стоят очень серьёзные задачи, которые она, прохлопав ушами, не успела решить в «тучные» времена. Прежде всего, безусловно, обновление парка – потому что те самолёты, которые летают, особенно на внутренних линиях, это, конечно, не выдерживает просто никакой критики и все, кто сейчас путешествует в основном по внутренним линиям зачастую вынуждены летать на доисторических машинах типа Ту-134, Як-40, Як-42, Ту-154, которые по большому счёту уже за гранью морального и физического износа. И речь идёт не только о том, что они некомфортны для пассажиров – они просто небезопасны. И очень мало, кто сумел сделать вложения в обновление парка, особенно по внутренним линиям, которые, к огромному сожалению, у нас функционируют по остаточному принципу. Например, Аэрофлот уже редко для европейских перевозок использует Ту-154, только в страны Восточной Европы, а на внутренних линиях сплошь и рядом, в тот же Петербург, в основном летают именно старые Ту-шки. Таким образом, проспав момент, когда были какие-то деньги, отрасль сама загоняет себя в угол. Теперь денег не будет. Значит, отрасль пойдёт достаточно прогнозируемым путём слияния и поглощения. То есть, я думаю, что по итогам следующего года безусловно количество перевозчиков будет резко сокращаться, а присутствие государства в отрасли – расти. И это, кстати, не только российская проблема – по всему миру мы видим в 2008 году прокатилась череда как банкротств компаний, так и их слияний, и поиск инвесторов, и этот процесс продолжается – и в Европе, и в США, сейчас он, думаю, коснётся и Азии. То есть вся мировая индустрия авиаперевозок находится в достаточно непростой ситуации. Вначале её сильно ударяла дорогая нефть, а теперь причина будет другой – спад перевозок и падение доходов населения.

 


© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".