Сказано
27 Января 2009 18:00

Дмитрий Медведев, президент РФ

Президент России Дмитрий Медведев поручил министру образования и науки Андрею Фурсенко более внимательно отслеживать качество школьных пособий по истории, особенно истории Великой Отечественной войны.

В своей заключительной речи на заседании оргкомитета «Победа», посвященном предстоящему празднованию 65-летия окончания Второй мировой войны, президент с недоумением рассказал о попавших к нему в руки материалах по подготовке ЕГЭ для школьников. «Для ответа на вопрос, какие изменения произошли в Красной армии в годы войны, даются следующие варианты ответов: введение погон; введение должности полевого священника; формирование специальной службы для выкупа пленных у противника», – зачитал президент предлагаемый тест. «Просто удивительно, чудовищно. Если мы и дальше будем по таким учебникам готовить наших школьников, представляете, какие у них знания будут о периоде войны», – заметил президент.

Медведев зачитал еще один пример из теста: «На вопрос, что является следствием коренного перелома в годы войны, предлагаются такие варианты ответа, как «выход Японии из войны» или «распад антигитлеровской коалиции», или «расстрел всех немецких военнопленных, находившихся в советском плену». «В таких вопросах проявляется не только неуважение к истории, но и, если хотите, известная доля провокаций», – продолжил Медведев. Он поручил Фурсенко «создать компетентную группу специалистов для их (подобных тестов) анализа». «Наше министерство образования и науки должно максимально внимательно относиться к таким вопросам», – сказал президент, сообщает ИТАР-ТАСС.

Комментарии экспертов
<p>В целом позиция президента отвечает той ситуации, которую мы имеем с учебниками. Но в последнее время министерство образования занимается конкретно как раз тем, что принимает новый стандарт учебников, и по этому стандарту исправлена большая часть спорных моментов, которые вызывали и вызывают сомнение. В частности, учебник новейшей истории России с 1945 по 2008 годы (авторы - Филиппов и Данилов) является, на мой взгляд, лучшим историческим продуктом, который существует сейчас в школах. Насколько я знаю, под руководством этого же коллектива подготавливается учебник истории с 1900 до 1945 года. Эти учебники избавлены от многих недостатков, потому что они соответствуют новому стандарту, который принимается в министерстве образования. Они прошли достаточно серьёзную апробацию: в них были внесены замечания и пожелания учителей, а также специалистов-историков и преподавателей вузов.  <br>
<br>
Вопрос ЕГЭ, который подвергся критике со стороны президента – это, всё-таки, вопрос не содержания учебников, а содержания самих ЕГЭ. Довольно странно, что подобные вопросы, которые привёл президент, были одобрены министерством образования. Теперь я практически уверен, что министерство образования примет во внимание заявление президента и существенно изменит формат представления вопросов ЕГЭ не только по истории, но и по другим дисциплинам. Хотелось бы более плотно сотрудничать с министерством образования по этим вопросам и чтобы министерство образования проводило открытую дискуссию, касающуюся содержания ЕГЭ и с участием специалистов – не только тех, которые составляют эти тесты, но и тех, которые учат детей по этим тестам по единым государственным экзаменам, и тех, кто создаёт эти учебники. <br>
</p>
<p class="MsoNormal">Разделяю гнев президента, потому что Великая Отечественная война – это тема, над которой нельзя глумиться. В таких случаях я всегда задаю себе вопрос: эти люди специально над нами издеваются или же они идиоты и кретины до такой  степени, что даже не понимают, как они нас обижают? Это принципиальный и единственный вопрос, который хочется задать.</p>
<p class="MsoNormal">Нужны императивы, точки согласия в обществе. К сожалению, эти точки согласия отсутствуют, поскольку многие не понимают, кто у нас герой - для Иванова герой Жуков, для Петрова – герой Власов, для Сидорова – герой Шкуро или ещё черт знает кто. Поскольку таких точек сборки не существует (то есть, нет точек объединения нации вокруг идеалов, героев, признанных моральных авторитетов), то, естественно, предотвратить появление таких «тестов» невозможно. Всегда найдутся люди, для которых Великая Отечественная - просто пустой звук, развлекуха, для которых священные для нас вещи, на которых мы воспитаны, будут предметом издевательств. Я не вижу иного способа, как, в результате широчайшей общественной дискуссии, в результате большой работы интеллигенции, выработки единых моральных критериев, идеалов, моральных примеров, создать консенсусное представление о нашей истории. Моральные примеры должны носить имена и фамилии. В условиях, когда у нас часть интеллигенции приравнивает Сталина к Гитлеру, что само по себе уже оскорбительно (я бы никогда не дошёл до такого возвышения Гитлера, до такой попытки реабилитации Гитлера) это необходимо особенно. Я не вижу способа сегодня это «починить», и, к сожалению, я могу сказать, что Медведеву в таких условиях это тоже не удастся. </p>
<p class="MsoNormal">Когда в обществе нет согласия и идеалов, когда добро и зло относительно, то царит либо идиотизм, либо издевательство над историей.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".