Статья
1958 3 октября 2016 19:57

Донбасс готовится к выборам

2 октября в ДНР и ЛНР состоялись праймериз («предварительное общественное голосование»). В республиках мероприятие преподносилось как генеральная репетиция к местным выборам, которые должны пройти в соответствии с Минскими соглашениями и по украинскому законодательству.

В Донецке и Луганске сообщили об успешном проведении голосования под контролем международных наблюдателей. Реакция Украины оказалась предсказуемо негативной: Киев объявил праймериз «очередной попыткой срыва минского процесса». Россия, со своей стороны, не комментировала ход и итоги голосования, сигнализируя о том, что это внутреннее дело ДНР-ЛНР.

С учетом приближения срока выполнения Минских соглашений 31 декабря можно было ожидать, что проведение предварительного голосования будет интерпретировано тремя участниками «нормандской четверки» – Германией, Францией и Украиной – как шаг, усиливающий непонимание и недоверие в рамках переговорного процесса. Они либо публично осудят праймериз, как это уже сделали официальные представители Киева, либо проигнорируют их. Поэтому возникает резонный вопрос о политическом смысле этого мероприятия.

Можно выделить как минимум пять объяснений.

Во-первых, ДНР-ЛНР пытаются доказать, что местные выборы на их территории могут быть проведены, несмотря на сохраняющиеся проблемы в сфере безопасности в зоне конфликта. Украина настаивает, что выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей невозможны по причине регулярных нарушений соглашения о прекращении огня, наличия тяжелых вооружений у ополченцев и отсутствия полного доступа ОБСЕ к российско-украинской границе. Республики могут предъявить праймериз как аргумент, что текущая ситуация вдоль линии соприкосновения сторон никак не сказывается на организации электоральных процессов. Вот почему в Донецке и Луганске обращали такое большое внимание на качество проведения голосования.

Во-вторых, власти республик предпринимают действия, направленные на восполнение дефицита своей легитимности за счет расширения политического участия. Несмотря на то, что политические режимы в ДНР и ЛНР остаются военными по своей сути, их устойчивость зависит от лояльности со стороны населения. Выборы, в свою очередь, являются хорошим инструментом укрепления такой лояльности. Кроме того, если строительство центральных органов власти республик завершено, местные власти продолжают исполнять свои полномочия на временной основе – на период до выборов согласно минским договоренностям. Эта «недостроенность» вертикали власти подвешивает республики в состоянии неопределенности и негативно сказывается на мнении жителей. 

В-третьих, республики готовят опцию на случай срыва или выхода Украины из Минских соглашений. Если мирный процесс закончится крахом, в распоряжении властей ДНР-ЛНР остается только сценарий независимости. Донецку и Луганску придется добиваться признания своего суверенитета со стороны других государств. Понятно, что это будет долгий процесс. Но проведение выборов по собственному законодательству станет одним из первых шагов в этом направлении. С точки зрения республик, праймериз ускоряют подготовку к выборам и сделают последние более приемлемыми для тех игроков, которые будут готовы признать их независимость.

В-четвертых, республики продолжают расширять и усиливать свой суверенитет. Известно, что Германия, Франция и Украина не признают самостоятельность ДНР-ЛНР в принятии политических решений. С их точки зрения в республиках не существует внутренней политики. Они лишь выполняют функцию третьей стороны в опосредованном конфликте между Москвой и Киевом. По замыслу Донецка и Луганска, праймериз работают на повышение субъектности республик и их внутриполитической «сложности», и одновременно показывают, что в республиках есть свои политики кроме представителей вооруженного ополчения.

В-пятых, республики дополнительно подталкивают «нормандскую четверку» к размораживанию переговоров по политическому урегулированию конфликта и к сдвижкам в вопросе о проведении выборов в Донбассе по украинскому законодательству. Праймериз прошли на фоне активных дипломатических консультаций по проведению саммита лидеров России, Германии, Франции и Украины для того, чтобы вернуть переговоры в конструктивное русло и договориться о дальнейших шагах в рамках Минска-2. ДНР-ЛНР сигнализируют Киеву, что время стремительно уходит и что дальнейшее затягивание выполнения политических пунктов Минских соглашений делает интеграцию Донецка и Луганска в состав Украины все менее возможной. Раньше республики использовали для этого угрозу проведения выборов по собственным правилам.

Поможет ли ставка на праймериз достичь руководству ДНР-ЛНР своих целей – покажет время. Однако следует понимать, что сейчас гораздо большее значение для судьбы Минских соглашений имеют консультации в рамках четверки и усилия Берлина и Парижа по убеждению Киева пойти на выполнение хотя бы одного пункта в политической части Минска-2 до конца года.
 
Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции   

____________

Читайте также:
26 апреля 2024 Новости
Украина на грани поражения
 Украина на грани поражения Украина и западные страны серьезно уступают России в производстве вооружений, и новый пакет помощи США станет формулой затягивания, а не прекращения конфликта, отмечают эксперты американских аналитических центров. По их словам, финансирование со стороны Конгресса может обеспечить заказы на закупки, но не решит проблему огромного неравенства в трудовых ресурсах между Украиной и Россией.
23 апреля 2024 Новости  Украину вооружают: политологи о новом пакете помощи США Одобрение Палатой представителей США нового пакета помощи Украине создало три интриги: как быстро начнет поступать помощь, как себя проявят это вооружение и те люди, которые будут его обеспечивать, а также какие можно ожидать ответные действия со стороны России. Политологи, авторы стрима ВЧК Алексей Чеснаков и Михаил Карягин в эфире 22 апреля обсудили эти и другие актуальные политические темы. 20 мая 2024 Анонс  Истечение срока полномочий Зеленского 20 мая истекает срок президентских полномочий Зеленского.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".