Единый день
До весеннего «единого дня голосования» остается месяц, предвыборная кампания выходит на финишную прямую, что дает повод для размышлений о стратегиях основных игроков партийного поля и особенностях агитационного процесса.
Основными участниками электорального процесса выступают партии, представленные в Госдуме, потенциал «малых» партий на данном этапе ниже и предполагает возможность локального участия в выборах на региональном и муниципальном уровне. Можно прогнозировать, что этот состав игроков предвыборного «поля» до выборов в Госдуму существенных изменений не претерпит.
Традиционно характерной особенностью весенней кампании становится «акцент» на социальной проблематике, при этом ключевой, как и год назад, выступает тема повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Стоит отметить качественное изменение стратегий оппозиционных партий: если год назад основным направлением выступало проведение протестных акций, которые в январе-марте 2010 г. «волной» прокатились по крупным городам (наиболее активным участником выступала КПРФ), то в ходе нынешней кампании социально значимые темы освещаются с помощью более умеренных методов работы с избирателями. Представляется, что оппозиционеры прибегали к радикализации риторики, скорее, вынужденно, не находя ответов на актуальные вопросы собственного развития, связанные с выдвижением новых популярных фигур и новых, привлекательных для «целевой» аудитории идей (особенно показателен в этом плане пример КПРФ). В ходе кампании-2011 задачи внутренней модернизации вряд ли будут решены «левыми» силами в полной мере, при этом не исключено, что отказ от открытых протестов стал результатом неформальных договоренностей парламентской оппозиции с федеральной властью, важнейшим приоритетом которой выступает поддержание стабильности политической ситуации в преддверие думской и президентской избирательных кампаний.
Существенное внимание социальной проблематике уделяет и «партия власти». В ходе подготовки к мартовским выборов «Единая Россия» проводит инспекционные поездки по регионам и ведет мониторинг процесса повышения цен на услуги ЖКХ, а кроме того, принимает внутренние кадровые меры в отношении чиновников, недостаточно эффективно выполняющих свои функции на местном уровне власти (особенно это касается мэров городов). Подобная тактика вполне оправданна: увеличение платежей традиционно приходится на начало года и вызывает рост недовольства действиями властей, которое может «проецироваться» и на «ЕР». Партия стремится оперативно реагировать на социально значимые проблемы с тем, чтобы «перехватить» инициативу в медийном поле и не допустить роста «протестного» электорального сегмента.
Отметим также, что подготовка партий к весеннему «единому дню голосования» демонстрирует продолжение тенденции к регионализации предвыборных программ: на фоне ослабления административного давления и повышения конкурентности выборов на первый план в ходе агитации выходят вопросы не общефедерального масштаба, а регионального значения. Этот подход соответствует массовым ожиданиям избирателей, которые проявляют больше интереса к участию в кампании. Наиболее активно его используют «единороссы», дополняя стратегию демонстрации значимых для рядовых граждан «реальных дел» выдвижением на выборы кандидатов, отобранных в ходе «праймериз», хорошо знакомых со спецификой регионов и обладающих ресурсом известности на местах. Также освещать в ходе агитации региональную проблематику стремятся «эсеры», тогда как для «коммунистов» и «либерал-демократов» характерны более традиционные темы общей социальной направленности.
Оксана Гончаренко, Центр политической конъюнктуры, специально для Актуальных Комментариев