Статья
24 Октября 2011 14:00

FashionEast

<p>Книга Джурджи Бартлетт посвящена феномену "социалистической моды" или почему моду действительно можно назвать призраком, наводившим ужас на советское государство.</p>
Комментарии экспертов
<p>Джурджа Бартлетт начинает свою книгу там, где<a href="http://actualcomment.ru/book/782"> Кристин Руан</a> свою заканчивает, в конце десятых годов XX годов. Но книги хоть и посвящены одной теме, очень сильно отличаются. Там где Руан сказала бы о правах заводских рабочих, дала бы подробный разбор экономико-производственных отношений с парой цитат из дневников современников и сказала бы о том, как и кто носил платье, Бартлетт предпочитает говорить о советском метонарративе. Не то чтобы из-за этого книгу хотелось бы упрекнуть в непрофессионализме, нет, конечно.</p>
<p>Но десять лет, которые ушли на написание монографии (по словам автора) были явно употреблены на доскональное исследование модных женских журналов России и стран Восточной Европы. К сожалению, когда дело доходит до других источников, вроде анализа тех же государственных механизмов управления индустрией моды, у Бартлетт случаются неприятные провалы. Государственные режимы у Бартлетт представлены как некая сила, которая чего-то «хочет» или к чему-то «стремиться», иногда персонифицируется в чиновника вроде Луначарского, но в основном остается в рамках философско-социологических терминов XX века, в которых сами социалистические режимы вряд ли мыслили.</p>
<p>С другой стороны, этот подход позволяет выделить три рода моды, которые сосуществовали в Восточной Европе почти всю вторую половину XX века. Во-первых, утопическая мода, представленная в самом начале XX века в Советской России группами дизайнеров и художников, которые хотели пересмотреть взгляды на моду всего человечества и рисовали эскизы в духе кубизма. Во-вторых, социалистическая мода. То, что периодически разрабатывал Кузнецкий Мост и салоны Будапешта и Варшавы. Доступные не многим и не так уж часто выпущенные больше, чем в одном экземпляре платья, которые иногда доставались советской элите, но в основном служащие для репрезентации советской модной индустрии на Западе. Т.е. превращенные в нечто среднее между искусством и декоративной ширмой . И наконец, по остаточному признаку, повседневная мода.</p>
<p>К сожалению, Бартлетт совершенно не касается мужского костюма и аксессуаров. Это же касается и подробного разбора «бытового» существования коллекций, кроме нескольких иллюстраций обложек журналов с первыми леди и т.д. Просто «копировали» и «подавляли». Для автора факт существования предмета в журнале уже является поводом для его изучения. Такая едва ли не нарочитая однобокость заставляет предположить, что мода тут только повод. Как и во всяких подобных случаях, получается невыносимо скучно.</p>
<p><strong>Джурджа Бартлетт, «FashionEast: призрак, бродивший по Восточной Европе», М.: НЛО, 2011 — 360 с.</strong></p>
2 Декабря 2016 Анонс  Заседание с гуманитарным уклоном 2 декабря в Санкт-Петербурге в «Президентской библиотеке имени Б.Н.Ельцина» состоится совместное заседание Совета при президенте России по культуре и искусству и Совета при президенте России по русскому языку. 30 Октября 2016 Главное  Мединский извинился за Аристархова Министр культуры Владимир Мединский, сообщили в пресс-службе министерства, принёс извинения Константину Райкину за действия своего заместителя. Ранее художественный руководитель «Сатирикона» обвинил Аристархова в использовании неподобающего лексикона. 10 Октября 2016 Главное
Путин едет в Париж
 Путин едет в Париж 19 октября состоится однодневный визит Владимира Путина во Францию, Лидеры двух стран  обсудят ситуацию в Украине, а также положение дел в Сирии, заявил глава Министерства иностранных дел РФ Сергей Лавров. 
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".