Статья
914 23 июля 2010 16:08

Франция построит два «Мистраля» для России

Президент Франции Николя Саркози объявил в пятницу, что на верфи STX в Сен-Назере построят для России два вертолетоносца «Мистраль».

По сообщению парижских СМИ, это заявление Саркози сделал во время визита на верфь в Сен-Назере, на западе Франции, передает «Интерфакс».

«Мы продолжаем переговоры по поводу контракта, однако сам факт, что строительство будет осуществлено, не вызывает сомнений», - сказал президент, выступая перед сотрудниками STX.

С российской стороны заявлений о том, что вопрос окончательно решен, пока не звучало.

«Сделку уже "произвели" в публичном поле, однако никаких конкретных решений по закупке "Мистралей" принято не было, не были выделены средства для закупки, не было решения Рособоронзаказа», - заявил  источник в ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).

«К тому же изначально предполагалось создание СП между КБ "Алмаз" и французской промышленной корпорацией Thales Group по производству радиоэлектроники для "Мистралей". То есть главной задачей был и, надеемся, остается перенос западных передовых технологий на российские верфи, расширение опыта», - сказал он.

Ранее представитель ОСК Игорь Рябов заявлял, что компания готова построить корейский аналог французского вертолетоносца «Мистраль» на своих верфях за три года. Корпорация обращалась в ФАС и Минобороны с просьбой рассмотреть целесообразность закупки таких кораблей, отмечая, что существуют более конкурентоспособные суда.

«Мы заинтересованы в строительстве военных кораблей, а не в их закупке», - добавил собеседник агентства в ОСК.

«Мистраль» имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное - 21,3 тыс. тонн, при заполненном доке - 32,3 тыс. тонн. Длина - 199 метров, ширина - 32 метра, осадка - 6,2 метра. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19,8 тыс. миль.

Комментарии экспертов

Вопрос поставок «Мистраля» является элементом аппаратной борьбы. Этим и обусловлены задержки. Дело в том, что, согласно предложениям французской стороны, «Мистраль» будет необходимо строить на французских верфях (два вертолётонесущих корабля), а несколько (около одного-двух) можно будет построить на российских верфях по лицензии. В этом случае загрузка российских верфей будет небольшая.

Против данного проекта выступает «Объединённая судостроительная корпорация» («ОСК»), (со стороны которой активно проводит переговоры г-н Сечин). Кстати говоря, он же глава профильного органа, который отвечает за переговоры с французскими коллегами.

«ОСК» предлагает построить все вертолётоносцы на российских верфях. Есть несколько вариантов. Последний, который они предложили – это строить вертолётоносец разработки судостроительной компании DAEWOO. Эта компания заключила соглашение с «ОСК» о совместных разработках.

«ОСК» предложила Минобороны, Минпромторговли закупать не «Мистраль», а построить основного конкурента французского вертолётоносца в РФ на базе активов «ОСК». В принципе, они по техническим характеристикам похожи - немного отличаются по длине, по оснащённости, но в целом это предложение выгодно тем, что она полностью будет строиться на российской территории.

Согласно законам РФ, официально решение будет принято только после объявления госконкурса. В конкурсе возможно участие несколько вариантов. Рассматривается в том числе и участие испанского варианта – это тоже один из конкурентов французских корабелов. Поэтому, в принципе, активная борьба предстоит как на внешнем контуре, так и на внутрироссийском. Этим и обусловлены задержки.

Российская сторона настаивает на том, чтобы основная часть заказа была размещена на российских верфях на северо-западе. То есть, скорее всего, французские компании могли бы поставить один корабль, который бы создавала на своих верфях, а остальные два или три можно было бы строить на российских. Французы пока выступают против этого варианта. Их позицию можно понять: им важно загрузить свои производственные мощности, а меньшую часть передавать на лицензированную сборку российским производителям.

Сейчас именно вокруг этого идёт борьба. Этой борьбой обусловлены серьёзные задержки в принятии решения по «Мистралю».

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".