Комментарий
21 Июля 2011 0:49

Герои. Путь на Итаку

Михаил Бударагин публицистМихаил Бударагин

Михаил Бударагин
публицистМихаил Бударагин

Современная массовая культура полностью игнорирует несколько принципиально важных для общества образов, которым теперь фактически неоткуда взяться. Они появляются то здесь, то там, протащенные как контрабанда, и складываются в сундуки до лучших времен.

Один из таких образов - Одиссей во всем диапазоне его сложности: от героя Гомера до персонажа Джеймса Джойса.

Одиссей - один из ключевых персонажей греческой и в целом западной мифологии, посвященной не только богам и героям, но и месту мужчины в мире, его предназначению. Мифологии не обязательно героической, но вполне бытовой в том смысле, в каком быт человека тоже является культурой.

Одиссей - не положительный персонаж. В нем нет стандартной для эпоса героики, но он, тем не менее, - мужчина, царь, отец, муж, командир и воин, выполняющий каждое из своих предназначений по мере сил и разумения. Одиссей, кроме всего прочего, учитель - не стандартный, замученный жизнью, немного смешной, немного трогательный педагог, а учитель, который рассказывает не правила из учебника и не примеры из хрестоматии, а собственную жизнь, в которой много ошибок, но еще больше - смелости и ума.

Современная массовая культура порождает совсем иной тип мужчины: эдакий с большим трудом облагороженный герой "Мещанина во дворянстве", жалкий позер, который привязан только к вещам, к своим собственным привычкам, к своему глупому образу жизни - все это с умным видом выдается за надежность и последовательность. В качестве дешевого экстремального приключения подается пьянство, в качестве дорогого - сафари. Мужчина неотрывно сидит на месте и изображает при этом так смешно выглядящую независимость.

Одиссей в этом смысле - наша общая не сбывшаяся мечта. Мечта не о подвигах, славе, путешествиях или приключениях, а о свободе следования долгу безо всякой спешки и дотошности, без плана и контроля. Путешествие на Итаку завершается на Итаке - важно только это. Все остальное - цепь отдельных сюжетов, которые могут быть обязательными, но могут и не быть, в чем нет ничего страшного.

Путешествие Одиссея необходимо лишь для того, чтобы учиться терять малое ради исполнения большего. Опыт потерь, расставаний и бегства, совершенно для современного мужчины непереносимый, - это и есть неформальная гендерная идентификация. То есть ты - мужчина не потому, что умеешь что-то, а потому, что чего-то в тебе не хватает.

Изобильный мир вещей вещей и привязанностей никогда не будет мужским. И Одиссея - попытка объяснить, не впадая в самоуверенную пошлость и штампованную маскулинность, как оно вообще может быть - по-другому

А по-другому действительно может быть, хотя в это уже мало кто верит всерьез.

Михаил БУДАРАГИН

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".