Статья
8 Сентября 2009 0:01

Глобальные институты

<p>Состоялся пресс-брифинг, посвященный секции «Межгосударственное сотрудничество и эффективность глобальных институтов» в рамках Международной конференции «Современное государство и глобальная безопасность».</p>
<p>На встрече с журналистами анонсирована проблематика вопросов, предполагаемых к обсуждению на секции, обозначен круг участников дискуссии.</p>
<p>Развивающиеся процессы глобализации ставят международное сообщество перед новыми вызовами – от мирового финансово-экономического кризиса до рисков распространения ядерного и других видов оружия массового уничтожения, международного терроризма, неконтролируемых потоков миграции. По-новому видятся и возможные последствия экологических проблем, риски техногенных катастроф.</p>
<p>Участники пресс-брифинга:</p>
<p>Председатель Правления Института современного развития, член Общественной палаты РФ, заместитель председателя Экспертного совета при Совете при Президенте РФ по приоритетным национальным проектам первый вице-президент ИГ «Ренессанс Капитал» (модератор секции №3) Игорь ЮРГЕНС;</p>
<p>Директор по общественно-политическим проблемам развития Института современного развития, председатель правления Центра политехнологий Борис МАКАРЕНКО;</p>
<p>Директор по проблемам международного развития Института современного развития Сергей КУЛИК.<br />
 </p>
Комментарии экспертов
<p>В развивающихся процессах глобализации новые угрозы и вызовы требуют от всех государств мира по-новому взглянуть на систему сложившихся институтов, понять, что работает, а что требует переосмысления или выхода на новое качество.</p>
<p>У многих новых вызовов характер глобальный, трансграничный. Это не только климатические и экологические угрозы, это и проблемы ресурсов, и проблемы терроризма, проблемы миграции из государства в государства. И, даже невзирая на то, в какие блоки, альянсы вовлечены те или иные страны, в таких глобальных проблемах они должны находить общий язык. Неизбежно будет конкуренция, но всё-таки она должна быть вторичной по отношению к пониманию глобального характера новых угроз и необходимости совместных действий для противодействия этим угрозам.</p>
<p>В глобализацию государства перестают быть единственным субъектом международных отношений, появляются новые субъекты. Но это не значит, что роль государства снижается, она просто переопределяется. Государство должно по-прежнему действовать, как суверенный субъект международных отношений, отвечать за свои внутренние дела. Но на глобальной арене оно должно действовать с пониманием того, что многие международные проблемы носят трансграничный характер. И, следовательно, вопрос стоит о том, как определить государственный суверенитет и роль национального государства в условиях меняющегося миропорядка и нового характера международных проблем и вызовов. </p>
<p>Ярославский форум проводится первый раз. Он замышляется, как постоянно действующий, так что главная задача этого форума – начать формировать повестку дня. Это, наверное, касается всех секций, но секции эффективности глобальных институтов касается в первую очередь.</p>
<p>Межгосударственное сотрудничество и глобальные институты – это очень большая тема, которая начинается с оценки роли ООН, Совета безопасности, его компоновкой постоянными членами Совета безопасности, правом вето тех пяти государств, которые закончили победителями Вторую мировую войну и с тех пор ничего не менялоcь.<br />
<br />
Далее можно рассмотреть "большую восьмерку" - удовлетворяет ли она нас как клуб лидеров восьми стран или она должна перерасти в реальную «двадцатку»? Нужен ли, с точки зрения международной управляемости, какой-то аппарат, какое-то право выносить обязывающие решения, или это только клуб сначала восьми, а потом двадцати? Насколько он эффективен? Это касается и Организации экономического сотрудничества. ОДним словом, вся система глобальной управляемости - экономической, финансовой, которая показала свои слабости во время кризиса – это всё куда идёт?<br />
<br />
Почему нам это нужно? Потому что развивающиеся проблемы глобализации делают некоторые вопросы вне компетенции РФ. Мы не можем бороться с международным терроризмом, основываясь только на своём опыте. Мы не можем развивать международные финансовые системы без заимствований, которых нет в российской экономике, без того, чтобы не включиться в регулирование этих международных финансовых систем.<br />
<br />
Мы не можем, с моей личной точки зрения, затягивать со вступлением в ВТО по той же причине. Мы – торговая нация, экспортоориентированная. Именно из-за этого наш кризис был и является таким тяжёлым по сравнению с кризисом других стран. А мы в то же время затягиваем вступление в ВТО, применяя какие-то тактические или стратегические методы для того, чтобы или ускорить, или затянуть вступление в эту организацию.<br />
<br />
Тема глобальной управляемости - это вопрос выживания РФ в этом глобальном мире, потому что по сравнению с периодом до Второй мировой войны, после Второй мировой войны, по сравнению с периодом "холодной войны", когда железный занавес ещё всё-таки был возможен, в том числе и экономический железный занавес,  - сейчас ситуация совершенно другая. Никакой занавес уже не возможен. И если мы не встроимся в систему глобальной управляемости, будущее России очень туманно и, возможно, печально.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".