Статья
2339 1 декабря 2015 18:20

Игра в проливах

Турция осложнила проход российских грузовых и торговых судов через Босфор и Дарданеллы. И хотя международная конвенция не позволяет Анкаре полностью закрыть проливы, она сможет существенно затруднить нефтеперевозки из черноморских портов РФ.

По неподтвержденной информации канала Fox News, проливы Босфор и Дарданеллы закрыты для судов из России. По данным российских СМИ, береговая охрана Турции приступила к учениям в Мраморном море, которое связано проливом Босфор с Чёрным морем и Дарданеллы – с Эгейским морем. Российские торговые и грузовые суда вынуждены по несколько часов ожидать разрешения на проход через проливы.

Международная Конвенция, подписанная в Монтрё в 1936 году, разрешает Турции закрывать проливы для всех судов, включая гражданские, ходящих под флагом государств, находящихся с ней в состоянии войны. В случае участия Турции в войне, а также если Турция посчитает, что ей непосредственно угрожает война, она имеет право разрешать или запрещать проход через проливы любых военных кораблей.

Вместе с тем НАТО выступило с заявлением об отсутствии перемен в статусе Черноморских проливов. «Пока я не видел никаких признаков, что Турция как-либо намерена ограничивать судоходство в проливах. В течение десятилетий Турция очень серьёзно относилась к своим международным обязательствам, зафиксированным в Конвенции Монтрё. Я полагаю, что ситуация не изменится», — цитирует постпреда США при НАТО Дугласа Льюта телеканал RT.

Дипмиссия Турции в РФ и Министерство иностранных дел этой страны не стали комментировать возможное изменение режима прохода российских кораблей через Босфор и Дарданеллы.

Ранее пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал «апокалиптическим сценарием» возможность перекрытия Турцией Черноморских проливов для российских судов. В то же время он отметил, что степень предсказуемости действий турецкого руководства определяется с трудом.

Нефтетранзит через Босфор

По данным портала RCC.ru, доля нефтеперевозок из черноморских портов РФ (включая транзит среднеазиатской и азербайджанской нефти через Новороссийск) в объеме нефтяного транзита по этому маршруту превышает 60%. Не так давно экспертный совет «Транснефти» предупреждал о высоких экологических, логистических и политических рисках транспортировки нефти через Босфор и Дарданеллы. При этом совет отметил, что проливы остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ и Каспийского региона».

Кроме того, по данным «Транснефти» объемы перевалки углеводородов через Босфор и Дарданеллы неизбежно увеличатся в связи с предстоящим вводом в действие второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума.

Для обхода проливов Босфор и Дарданеллы в 1990-х – начале 2000-х годов Россия планировала построить нефтепровод между портами Бургас-Александруполис (Болгария-Греция). Однако под давлением США и Евросоюза Болгария вышла из этого проекта.

Эксперты «Актуальных комментариев» указывают на то, что проблема проливов всегда осложняла российскую торговлю в этом регионе. В частности, Босфор и Дарданеллы были одной из причин участия Российской империи в Первой мировой войне. До сих пор решить эту проблему не удалось. Вместе с тем, по их мнению, Анкара вряд ли решится всерьез осложнять российский транспортный бизнес, так как у Москвы есть более серьезный рычаг давления – газопровод «Голубой поток». В случае его перекрытия Турция потеряет несравненно больше, чем может потерять Россия, отказавшись от танкерных перевозок нефти по Черному морю.

Турция проиграет на рынке энергоносителей

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев заметил в интервью «Актуальным комментариям», что график прохода Босфора и Дарданеллы очень напряженный, и расписан на годы вперед: «Получить этот график сложно, и, к. Конечно, Турция может там маневрировать и препятствовать российским кораблям, никаких сомнений в этом нет».

В то же время он отметил, что Анкара вряд ли встанет на путь резкой конфронтации с Москвой из-за прохода проливов, потому что с тем же успехом Россия в состоянии ограничить поставки газа по газопроводу «Голубой поток»: «Сейчас зима, а Турция в холодный сезон всегда обращается с просьбой о дополнительных поставках газа, и никогда ей не отказывали. Если, например, «Газпром» не станет прерывать обычные поставки, а просто откажет в любезности увеличить транзит газа зимой, это будет для Турции значительно более тяжелым ударом, чем ограничение для нас прохода Босфора и Дарданелл», – заявил эксперт.

Он отметил, что у России есть сейчас балтийские порты, пропускная способность которых значительно выросла в последние годы: «В принципе, отказываться от Новороссийска нам не хотелось бы, но ничего критичного в этом для России нет. С моей точки зрения, эта ситуация не в пользу Анкары. Поэтому играть против России на рынке энергоносителей для Турции чрезвычайно невыгодно. Я думаю, если турецкие власти немножко посчитают и подумают, они, скорее всего, откажутся от этой идеи», – считает Рустам Танкаев.

Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин также указал, что Турция напрямую не готова вводить какие-то антисанкции в отношении РФ, но в состоянии использовать такие меры воздействия, как затруднение прохода судов через Босфор и Дарданеллы. «Они неоднократно этим пользовались. В частности, ранее Турция отказывала в проходе проливов американским военным кораблям. Так что это обычная практика», – заметил эксперт в интервью «Актуальным комментариям».

Российская нефть продается в портах

Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов отметил, что российская нефть продается в портах и при транспортировке она уже не принадлежит российским компаниям. «Если Турция пытается эти танкеры с нефтью останавливать, значит, она создает проблему уже покупателям российской нефти, которые в данном случае вряд ли в чем-то виноваты. Скажем прямо – Турция тоже является покупателем российской нефти, и выглядит все это немного странно», – сообщил эксперт «Актуальным комментариям».

Сейчас, по его словам, Турция будет просто показывать свои возможности по осложнению прохода проливов, чтобы провести какой-то торг с российской стороной.

Вместе с тем, по его словам, отношения России с Турцией надо рассматривать в контексте большой политической игры. «Изначально участие нашей страны в сирийской кампании должно было усилить позиции РФ по другим внешнеполитическим проблемам, в первую очередь украинской и санкционной. То есть Россия хочет добиться ослабления западных санкций, а также того, чтобы США уменьшили свое давление на Украину, и она меньше выступала против РФ. Поэтому нынешний конфликт надо рассматривать в контексте большой политической игры. Естественно, каждая страна в данной ситуации будет пытаться усилить свои позиции, в том числе и Турция, в том числе и через пролив», – считает Сергей Правосудов.

Однако он уточнил, что не может быть и речи о полном разрыве отношений между Россией и Турцией: «Мы сильно зависим друг от друга. Это самоубийцами быть нужно, чтобы прекратить все отношения. Поэтому я думаю, так или иначе, Москва и Анкара все-таки придут к компромиссу и договорятся».

Проблема не в нефти, а в мандаринах

Директор аналитического департамента ИК «Окей брокер» Владимир Рожанковский считает, что из-за осложнения проходов Босфора и Дарданеллы у России будут проблемы не с транспортировкой нефти, а с марокканскими мандаринами. «Трубопроводы соединяют российскую нефть с западной Европой. У нас другая ситуация – к нам перестанут марокканские мандарины на Новый год поступать – вот это катастрофа», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Он уточнил, что из-за осложнения с проходом проливов будут проблемы в обратном трафике: «Могут возникнуть проблемы в доставке в Россию товаров из Африки, из Юго-Западной Европы. Сейчас на носу Новый год, а мы отказались от плодоовощной турецкой продукции. Основная часть замещений должна пойти из Африки, Алжира», – отметил Владимир Рожанковский.

По его словам, не надо верить западной прессе, которая пишет о том, что Турция заблокировала российскую нефть, так как это не российская нефть, это азербайджанская нефть: «Если турки сейчас еще и с Азербайджаном поссорятся, это уже будет для них полным триумфом, это как раз то, чего они хотели».

НАТО откроет проливы

Стоит отметить, что согласно статистическим данным, представленным на портале «Вести.Экономика», через проливы Босфор и Дарданеллы ежегодно проходит около 25 млн тонн нефти и еще около 37 млн нефтепродуктов из России. Поэтому Турция вполне может нанести серьезный ущерб российской торговле, если пойдет на крайние меры и закроет проход через проливы. Однако этому, скорее всего, воспрепятствует НАТО, так как в альянсе вряд ли захотят дальнейшей эскалации конфликта в регионе.

____________

Читайте также:



Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".