Статья
3655 24 ноября 2015 17:34

«Турецкий поток» усилят СПГ-заводом

Накануне стало известно, что «Газпром» принял достаточно неожиданное решение о строительстве СПГ-завода на побережье Черного моря. Очевидно, что данный шаг газовой монополии нельзя рассматривать в качестве альтернативы газопроводным проектам в регионе, так как предполагаемая мощность этого объекта всего 500 тысяч тонн сжиженного газа в год. Поэтому пока экспертному сообществу не очень понятно, зачем «Газпрому» понадобился СПГ-терминал именно на Черном море, так как в любом случае экспортный потенциал этого проекта будет сильно ограничен из-за сложностей с прохождением перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы.

Вместе с тем существует мнение, что таким образом РФ сможет занять пустующую в этом регионе нишу по бункеровке судов СПГ-топливом, а также повысить энергетическую безопасность собственной территории.

Строительство СПГ-завода еще надо обосновать

Сообщается, что «Газпром» объявил тендер на оказание услуги по обоснованию инвестиций в строительство СПГ-завода в районе побережья Черного моря (Краснодарский край).

«Предполагаемая мощность завода – 500 тысяч тонн СПГ в год. Согласно документации, консультант обязан рассмотреть, в частности, различные варианты размещения площадки завода по производству СПГ и отгрузочного терминала, включая вариант создания плавучего завода СПГ, а также провести оценку возможности дальнейшего расширения мощности завода до 1 миллиона тонн СПГ в год. Сметная стоимость строительства должна определяться в соответствии с требованиями, которые перечислены в документе. Заявки принимаются до 7 декабря, итоги планируется подвести 11 декабря. Начальная стоимость договора составляет 135,8 миллиона рублей», – передает агентство «ПРАЙМ».

Через Босфор и Дарданеллы танкеры не пройдут

Член Комитета по энергетической стратегии и развитию ТЭК Торгово-промышленной палаты РФ Рустам Танкаев отметил в интервью «Актуальным комментариям», что это достаточно странное решение газовой монополии. «Существует проблема, которую решить почти не удается – это проблема прохода через Босфор и Дарданеллы. Там очень напряженное движение, график которого расписан на годы вперед. Например, когда Украина пыталась закупать СПГ на Ближнем Востоке, они не смогли договориться с Турцией о проходе кораблей через Босфор и Дарданеллы. Поэтому рассчитывать на то, что танкеры со сжиженным природным газом смогут выйти из акватории Черного моря, нельзя. Если «Газпром» собирается строить терминал на побережье Черного моря, то он, по всей видимости, рассчитывает на продажу этого СПГ тоже где-то на черноморском побережье», – заявил эксперт.

Болгарский рынок не стоит СПГ-завода

По словам Рустама Танкаева, на побережье Черного моря можно найти крупные рынки сбыта для СПГ. «На самом деле выбор достаточно велик. Во-первых, безусловно, газ можно поставлять Турции. И, казалось бы, это достаточно емкий рынок сбыта. Однако непонятно, зачем рассчитывать на этот рынок, если существует газотранспортный проект «Турецкого потока», и его никто пока не отменял. Поэтому строительство газового терминала для Турции кажется нецелесообразным», – уточнил он.

Что касается других черноморских стран, то, по мнению эксперта, наиболее перспективным рынком может быть Украина: «Но с Украиной у нас сейчас настолько сложные отношения, что рассчитывать на поставки в эту страну СПГ никак не приходится. Остаются такие страны, как Греция и Болгария. Но это очень маленький по объему рынок. К тому же Греция будет так или иначе привязана к «Турецкому потоку». В общем, само по себе решение о строительстве терминала для поставок сжиженного природного газа в пределах акватории Черного моря мне представляется достаточно спорным».

Кроме того, Рустам Танкаев отметил, что на черноморском побережье есть еще румынский рынок, но эта страна сама обеспечивает себя газом и в ближайшее время собирается его экспортировать: «Румыния, как известно, вполне себя обеспечивает газом, и на ближайшее будущее планирует начать его экспорт в Молдавию и в Европу, в том числе в Болгарию. В этой стране достаточно много шельфовых месторождений газа, их сейчас обустраивают. Насколько они будут разворачивать добычу – сказать сложно, потому что, если быстро выбрать этот газ, на будущее у самой Румынии возникнет дефицит «голубого топлива», поэтому они не очень спешат вводить эти месторождения в разработку, но работают в этом направлении», – сообщил эксперт.

Черноморский СПГ усилит энергобезопасность России

Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев считает, что данное решение «Газпрома» по строительству завода по сжижению газа на берегу Черного моря обусловлено прежде всего необходимостью создания энергетической безопасности территории России. «Я думаю, что обеспечение безопасности здесь первично. Скорее всего, этот завод строится не для экспортных поставок, а для возможного обеспечения энергоносителем Крыма. На полуострове большое население и его в любом случае надо обеспечивать газом. Хотя, если завод все же будет построен, он постарается работать и на экспорт, но это уже вторичная задача», – заявил эксперт «Актуальным комментариям».

Развитие СПГ-технологий в регионах

Дмитрий Журавлев отметил, что создание этого завода может также свидетельствовать о развитии СПГ-технологий в российских регионах: «Например, якуты тоже хотят у себя в Якутии построить СПГ-завод, и очень обижаются, что его им пока не построили. Многие регионы говорят: "а зачем вы сырой газ, сырую нефть посылаете? давайте перерабатывать!". Поэтому вполне возможно, что с этим связана вторая важная задача этого проекта – развитие СПГ-технологий на юге России».

Сжиженный газ как судовое топливо

Президент Союза нефтегазопромышленников России Геннадий Шмаль подчеркнул «Актуальным комментариям», что «Газпром» сейчас уделяет достаточно много внимания вопросам развития СПГ. «Хотя у него пока нет проектов на стадии реализации, но в задумках, безусловно, есть. И это касается прежде всего восточных регионов России», – сообщил эксперт.

По его словам, Черное море является достаточно интересным местом для бункеровки судов СПГ-топливом. «В этом году Европейский союз принял решение о запрете вредных выбросов на Балтике. Поэтому не случайно один из российских бизнесменов строит небольшой завод мощностью 1 млн тонн по производству сжиженного газа для бункеровки судов в Баренцевом море. Я считаю, что Черное море тем более требует того, чтобы там не было вредных выбросов. И в этом отношении терминал, который построит «Газпром», может быть использован для бункеровки тех судов, которые плавают по Черному морю или в него заходят», – отметил Геннадий Шмаль.

Он уточнил, что в настоящее время эту нишу еще может занять российский «Газпром», так как потом туда обязательно придут компании из Катара или других стран. «Газпром» должен диверсифицировать и направления своей деятельности, и свои технологии. Полагаю, что СПГ в ближайшие годы значительно увеличит свою долю в торговле газом в мире», – заявил эксперт.

«Турецкому потоку» опять мешает политика

Стоит также отметить, что последние политические события, связанные с катастрофой российского военного самолета в Сирии и обострением отношений с Анкарой, не вселяют веры в быструю реализацию газотранспортного проекта «Турецкий поток». Поэтому нельзя исключить, что СПГ-завод на берегу Черного моря может пригодиться и для транспортировки российского сжиженного газа в условиях отсутствия трубопроводных поставок.

____________

Читайте также:





Автор:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".