Статья
2549 28 марта 2017 15:53

Как телевизор проиграл войну за интернет

Митинг 26 марта продолжает оставаться главным событием последних дней. Эксперты обсуждают и молодой возраст участников, и отсутствие внятной молодежной политики, и реакцию властей. Однако информационный аспект остался без особого внимания. Да, все заметили, что основным источником распространения информации стал YouTube, но интереснее, что будет с новыми инструментами коммуникации.

Госпропаганда, телевизор и холодильник

После парламентских выборов 2016 года была популярна шутка о том, что телевизор продолжает побеждать холодильник. Те, кто считал, что в результатах виновата низкая явка, намекали на победу дивана, но смысл заключается в том, что на результаты сентябрьских выборов интернет не смог оказать определяющее влияние. Эксперты отмечали, что в социальных сетях и интернете партии практически не ведут активную деятельность, весь фокус сохранился на традиционных рекламных методах: ТВ, печатная агитация, наружная реклама.

Парламентские партии, имея доступ к традиционным СМИ, в общем-то, и не были заинтересованы в освоении новых технологий. Результат можно было сделать и без привлечения сомневающихся избирателей. В работе с интернет-аудиторией были заинтересованы в первую очередь оппозиционные партии, но и они не смогли найти общий язык с ней. Мобилизовать молодежь не получилось, на участки пришли «постоянные избиратели», которые и оформили конституционное большинство для «Единой России».

Неудачу здесь нужно связывать не с низким развитием сети в России, а именно с отсутствием качественной работы с аудиторией. Уже в 2015 году TNS фиксировал превосходство дневной аудитории социальной сети «ВКонтакте» над аудиторией Первого канала, который на тот момент являлся самым популярным в России.

Получается, что компьютер в компании с планшетами и телефонами стал переигрывать телевизор. Проблема заключается еще и в том, что сам телевизор начинают использовать иначе.

Телевизор не для телеканалов

На какое-то время громоздкий ящик с экраном стал главным источником развлечений в среднестатистической российской семье. Телевизионные шоу, сериалы, небольшой выбор контента на 5-10 каналах и все. С появлением компьютера и широкополосного доступа в интернет многие предсказывали смерть телевизора как такового. Зачем смотреть то, что тебе дают телеканалы, когда с компьютером ты можешь сам формировать свою информационную ленту. Предполагалось, что продажи телевизоров резко упадут, а люди полностью перейдут на контент в сети. Этого не случилось по двум главным причинам: производители смогли значительно повысить качество картинки, которое могут предоставить современные телевизоры: 3D, Full HD, 4k. А также разработали технологию Smart TV, которая позволяет смотреть телевизор, не используя традиционные телеканалы. Классической тв-индустрии был нанесен серьезный удар. Во-первых, каналы не могут транслировать контент, реализующий все технические возможности новых телевизоров (совсем недавно некоторые каналы добрались до HD-качества). Во-вторых, они не могут угодить предпочтениям всех зрителей, которые уходят в сеть за контентом под себя.

Молодые люди чаще используют ТВ для просмотра YouTube каналов, сериалов на Netflix и Amediateka, игры в приставку, но точно не для просмотра вечерних новостей на «Первом» или «Россия-1».

Попытки наверстать упущенное

Понимание, что что-то идет не так, у отечественных телеканалов появилось слишком поздно. Самой показательной историей стала эпопея с Дианой Шурыгиной, которую Первый канал намеренно раздувал и звал на эфиры популярных блогеров, чтобы те в своих роликах рассказывали о случившемся, ссылаясь на федеральное ТВ. Что забавно, сами ютуберы успешнее конвертировали эту историю, чем Первый канал. Аудитория Первого в YouTube увеличилась на 150-200 тысяч человек, аудитория одного блогера Николая Соболева только после первой серии «Пусть говорят» увеличилась на 200 тысяч, а всего на канале стало на 700 тысяч подписчиков больше.

Аккаунты крупных телеканалов в YouTube находятся во второй сотне топа российского сегмента и проигрывают популярным аполитичным блогерам и своим политическим оппонентам:

yt1.png
 
Проблема отцов и детей или параллельные культуры

Получается парадоксальная ситуация, в которой две большие группы разделились по возрастному признаку и потребляют разный контент, который формирует разное культурное пространство для каждой из них. Молодежь смотрит «Во все тяжкие» и «Очень странные дела» вместо «Глухаря» и сериала «След». Смотрит Versus, а не шоу «Голос». Молодежь волнуют другие проблемы, и она готова обсуждать их на другом языке.

В силу естественных причин аудитории, на которую большее влияние оказывает классическое ТВ, с каждым годом будет становиться все меньше. И постепенно классический телевизор уступит место новым форматам.

Важно отметить, что проблему власти осознали еще до «митинга школоты», в начале марта топовых блогеров собирал Минкульт, чтобы якобы обсудить проблемы образования молодежи, но на самом деле чтобы заполучить лидеров мнений в молодежной среде.

Работа с молодежью на новых площадках ведется, но слишком поздно и старыми, телевизионными методами. Новые кумиры и новые ценности будет сложно перебить топорной пропагандой.

Михаил Карягин, политолог


____________

Читайте также:
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".