Статья
9 Сентября 2015 17:46

Киев не оставляет выбора

Ответственность за ситуацию с местными выборами лежит на Киеве, который сознательно отказался от их проведения на Донбассе и не создал никаких предпосылок к тому, чтобы голосование состоялось по украинским законам, убеждены эксперты.

Исправить ситуацию и вернуть её в рамки минского процесса мог бы прямой диалог между Киевом и представителями Донецка и Луганска, однако украинская сторона не демонстрирует какой-либо договороспособности. В нарушение минских принципов все решения о местных выборах Киев принял в одностороннем порядке, без согласования с представителями народных республик. Кроме того, Киев сам отказался назначить голосование на Донбассе: во вступившем в силу украинском законе о местных выборах запрещено их проведение на территориях, подконтрольных ополченцам. Исходя из этих обстоятельств, народные республики были вынуждены принять решение о самостоятельной организации выборов на своей территории. В ЛНР они были назначены на 1 ноября, в ДНР – на 18 октября, в то время как Украина установила другую дату – 25 октября.

В связи с тем, что украинская сторона продолжает оттягивать решение накопившихся проблем, а время для многих шагов уже упущено, наблюдатели не исключают продления минских соглашений на следующий год.

Киев ведёт нечестную игру

Ранее СМИ сообщали, что на Западе размышляют о введении новых санкций в отношении России в том случае, если разногласия по местным выборам не будут сняты. Представители народных республик со своей стороны дали понять, что готовы к диалогу по этому вопросу, но при этом подчеркнули: в возникновении конфликта вокруг выборов виноваты не они, а Киев. Аналогичной точки зрения придерживается и большинство политологов.

Читайте также Санкции за срыв местных выборов заслуживает Киев, а не Москва

Так, заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин указывает, что Киев, по сути, лишь имитирует выполнение минских договорённостей: «На словах Киев говорит о том, что готов выполнять минские соглашения, но при этом в том, что касается конкретных пунктов минских соглашений, украинские руководители прямо и откровенно говорят, что они не согласны с этими пунктами. Это для Запада говорится, что "мы будем выполнять соглашения", но после этого идет их невыполнение».

По словам эксперта, цель Киева – создать видимость исполнения договорённостей и при этом обвинить в их срыве народные республики и Россию. «Европейские лидеры, конечно, это понимают, и, видимо, разговор с Порошенко «на троих» все-таки был непростым. Но так как главными кураторами украинского руководства являются Соединенные Штаты, Меркель и Олланд ничего особенного сделать не могут. Определенное давление со стороны Европы идет, сейчас опять предполагается встреча "нормандской четверки", но ее возможности ограничены», – заметил Жарихин.

«Дело в том, что Киев занимает позицию, которая, с одной стороны, продиктована внутренней политикой на Украине, всей серией конфликтов и неустойчивостью самой структуры власти, "угрозой справа" и "угрозой слева". И вот эта позиция Киева санкционирована США», – согласен директор Центра либерально-консервативной политики им. П.Столыпина и П.Струве Александр Казаков.

Выборы по отдельности

По мнению политолога, сейчас у Донбасса и Киева нет возможности договориться по выборам. «О них можно было бы договариваться, если бы пункты Минского комплекса мер исполнялись бы один за другим, то есть была бы наработана совместная повестка, которая бы давала возможность за круглым столом искать компромисс. А сейчас только обстреливать перестали, да уже и начали по-новой. То есть, заходя в минскую повестку сбоку, перпендикулярно, решить ситуацию с выборами невозможно», – объясняет Казаков.

Читайте также Донбасс ждет наблюдателей

По его прогнозу, Украина проведет свои выборы, а Донецк с Луганском проведут собственные, и в итоге решающий голос останется за международными структурами. «В принципе, решающий голос принадлежит ОБСЕ. Если они скажут, что выборы состоялись, как бы они ни закончились, то тогда предметом диалога станет уже не проведение выборов, а результаты выборов. Сделать это теоретически можно, но для этого нужна серьезная политическая воля со стороны Евросоюза и особые обстоятельства для США, чтобы они не заблокировали этот процесс. Понятно, что мы на это согласимся. Нам важно, чтобы был диалог, а будет ли он по принципам проведения выборов или по их итогам, нам все равно», – заметил политолог.

Минск-2016

Дать время Киеву и Донбассу для урегулирования спорных вопросов могла бы пролонгация минских соглашений, о необходимости которой всё чаще говорят в экспертном сообществе. Представители Донецка и Луганска еще в июле заявили, что они готовы к продлению действия минского формата на 2016 год. На днях такой вариант допустил и представитель Киева на минских переговорах Леонид Кучма.

Читайте также Что дальше?

По мнению Жарихина, в нынешних условиях «и России, и Евросоюзу не остаётся ничего другого, кроме как пролонгировать минские соглашения на следующий год». «Все равно они будут пытаться продавить выполнение соглашений, потому что и для лидеров ЕС, и для России необходимо не замораживание, а разрешение ситуации на Украине. Так как в этом году этого сделать не получается, значит, будет пролонгация на следующий год», – предполагает эксперт.

Не исключает продление соглашений и Казаков, однако, по его оценке, пока ситуация выглядит неопределённой. «Понятна позиция Олланда и вместе с ним Меркель, понятна позиция России, которая настаивает на исполнении "Минска-2" . Мы, скорее всего, согласимся на пролонгацию, Донецкая и Луганская республики – тоже, – считает политолог. – А Киев можно в расчет не брать: ему как скажут, он так и сделает».

Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".