Статья
5494 20 марта 2020 17:00

Коронавирус спровоцирует долгосрочный кризис: зарубежные эксперты о последствиях пандемии

По мере распространения нового коронавируса в Соединенных Штатах деловая активность прекращается. Рейсы отменяются, улицы пусты. Фондовый рынок пережил самый резкий спад после краха 1987 года. Пока Конгресс и Белый дом пытаются найти решение, как помочь отраслям, которые сильно пострадали, экономисты RAND* высказались о том, чего ждать экономической системе, и какие меры реагирования со стороны государства на эконмический кризис будут наиболее эффективными.

Ховард Шац (Старший экономист. Специализируется на международной экономике и развитии) считает, что сейчас сложно понять, как можно избежать рецессии. В мире сейчас глобальный шок предложения (предприятия прекратили работу сначала в Китае, а потом и в других странах) и глобальный шок спроса (люди и предприятия сокращают закупки из-за остановки работы, а люди воздерживаются от контактов друг с другом). Глубина рецессии неизвестна. При локальных бедствиях большая часть экономической активности откладывается, а не отменяется. Можно сказать, что глобальная система сейчас переживает то, что она переживала бы в эпоху мировой войны.

Джонатан Уэлберн (Исследователь. Занимается системным риском, экономическим кризисом и распространением риска через сложные системы) согласен, что все усилия по расширению возможностей тестирования на вирус могут уменьшить шок, снизив вероятность рецессии. Тем не менее затяжной кризис повышает потенциал системных рисков и серьезных потрясений для всей экономики. Коронавирус приходит во время высокого корпоративного долга. «Меня больше всего беспокоит бизнес, который 1) находится в зоне влияния вируса, 2) имеет высокую долю заемных средств и 3) занимает центральное место в экономике». Можно подумать о тех секторах (например, розничная торговля и автомобилестроение), которые подвержены воздействию коронавируса, а также же производных потрясений, таких как цена нефть.

Кэтрин Эдвардс (Младший экономист, профессор Высшей школы RAND) подтвердила, что спад может произойти быстро, особенно по сравнению с последней рецессией. Пик рынка жилья пришелся на 2006 год, а финансовый кризис произошел только в сентябре 2008 года. «На этот раз я не думаю, что у нас есть еще 6 месяцев до того, как последствия COVID-19 начинают бить по экономике. Это будет происходить быстро, к чему не привыкли рынки, домашние хозяйства и политики».

Экспертов также спросили, как уменьшить экономический ущерб людям, чья трудовая деятельность была приостановлена из-за карантина.

Кришна Кумар (Руководитель в области международной экономической политики) отметил, что в более долгосрочной перспективе традиционная фискальная политика и денежно-кредитная политика могут быть эффективными, если их тщательно продумать. В частности, снижение налога на заработную плату, вероятно, будет неэффективным, если люди в первую очередь не имеют работы.

Бенджамен Миллер (Экономист. Проводит экономические оценки инфраструктуры, регуляторных и финансовых систем) заметил, что проблема заключается в следующем: действия общественного здравоохранения, которые мы должны предпринять для предотвращения рецессии, вызванной пандемией, не являются хорошими в краткосрочной перспективе для отдельных работников. Отмена большого количества крупных мероприятий и поездок может снизить доход работников, которые живут от зарплаты до зарплаты.

Патриция Тонг (Экономист. Исследует, как государственная политика влияет на результаты домашних хозяйств, особенно среди семей с низким доходом, семейных пар и стареющего населения) считает, что доход потеряют не только работники с диагнозом COVID-19 или те, кто находится в самоизоляции и карантине. Закрытие бизнеса повлияет на широкие группы сотрудников. Те, кто может работать на дому, столкнутся с проблемой заботы о детях из-за закрытия школ и детских садов.

Кэтрин Эдвардс отмечает, что сложно вспомнить похожую экономическую ситуацию, в которой восстановление так зависит от неэкономического фактора (снижение риска для здоровья населения). Пакет стимулов должен быть направлен правительствам штатов и местным органам власти, которые в значительной степени справляются с проблемами кризисов общественного здравоохранения, но не имеют возможности заимствовать средства для финансирования краткосрочных расходов так, как это может сделать федеральное правительство. Система страхования на случай безработицы могла бы стать реальным инструментом для стабилизации экономики, поскольку она может быть направлена на географию, промышленность и сельское хозяйство. Кроме того, есть предложения по реформированию страхования по безработице, чтобы сделать его более спасательным кругом для предприятий и домашних хозяйств.

Что касается потребительских расходов, экономисты единодушно заявляют, что пока фискальная политика может защитить работников в краткосрочной перспективе, основным риском будет долгосрочная рецессия. Если пандемия будет быстро устранена, тогда изменения в доходах бизнеса и ценах на товары и услуги увеличатся, а затем вернутся в норму. По мере того, как последствия распространения вируса растут, компании, не имеющие источников дохода, будут вынуждены сокращать расходы, например, сокращая часы или увольняя работников (поскольку компании, как правило, не могут сократить расходы путем сокращения заработной платы). Если работники крупных фирм видят постоянное или долгосрочное сокращение своих текущих и будущих доходов, их желание тратить падает, что еще больше подрывает доходы компаний. Макроэкономические последствия пандемии могут быть серьезными. Предприятия всех типов, но особенно малые предприятия, столкнутся с трудностями при выплате банковских кредитов (оборотный капитал, оборудование или другие цели).

Кришна Кумар также отметил, что сильно пострадали секторы, связанные с путешествиями и туризмом, такие как авиаперевозки, гостиничный бизнес и рестораны.

Дебра Нопман (Главный научный сотрудник, профессор Высшей школы RAND) заметила, что учитывая, что средств, вероятно, будет недостаточно, поскольку многим частям экономики потребуется помощь, следует обратить внимание на: a) условия, при которых корпорации будут получать государственные средства и б) условия, при которых корпорации должны возвращать все заемные средства. Цель состоит в том, чтобы помочь надежным фирмам с лучшими перспективами, чтобы помочь экономике в целом.

Политики сейчас предлагают крупные инвестиции в инфраструктуру, но Нопман считает, что влияние расходов на инфраструктуру на занятость не такое, как раньше (программы CCC и WPA 1930-х годов), потому что использование тяжелого оборудования в значительной степени вытеснило рабочую силу. Можно составить пакет расходов на инфраструктуру совсем по-другому и потенциально получить от него большую выгоду в долгосрочной перспективе. С невероятно низкими процентными ставками, сейчас самое подходящее время для контрциклических расходов (и займов) со стороны местных органов власти. Итог: расходы на инфраструктуру лучше всего рассматривать как долгосрочную инвестиционную стратегию, а не как краткосрочную.

В дополнение к выделенному ранее в этом месяце 8 млрд. Долл. США на чрезвычайное финансирование, Конгресс в настоящее время рассматривает дополнительные меры по устранению экономических последствий, включая расширение семейного медицинского отпуска, оплачиваемого отпуска по болезни и укрепление страхования по безработице. Кэтрин Эдвардс отметила, что страхование по безработице — это не функциональная программа. Претензии сейчас ниже уровней, которые были в 1970-х годах, когда численность рабочей силы в США была вдвое меньше. Кришна Кумар подтвердил, что на бумаге меры нацелены на уязвимые группы населения и поэтому приветствуются. Они всегда берут на себя основной удар в любой рецессии. Законы имеют больше шансов на принятие, если они целевые и временные. Есть шанс, что экономика сможет быстро восстановиться. С принятием крайних мер Ухань восстановился в течение двух-трех месяцев, и это заметно в экономике Китая. Трудно понять, как США могут избежать этого. Потому что потребуется время, чтобы люди чувствовали себя в достаточной безопасности, чтобы выйти наружу.

*RAND — Американская некоммерческая организация, которая выполняет функции стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства США, их вооружённых сил и связанных с ними организаций

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".