Комментарий
1330 11 сентября 2012 14:40

Крест и меч

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский
История с Ходынским полем, о которой я писал в прошлый раз, получила развитие.
 
8 сентября состоялся митинг, в котором, по словам его организаторов, приняли участие около 3 тысяч человек. Было много СМИ. Поскольку одной из тем митинга был протест против «воцерковления Ходынки», то есть несогласованного с жителями строительства на поле храмового комплекса, большую активность проявила «группа православных». По заявлению организаторов митинга (они утверждают, что у них есть по меньшей мере 25 свидетелей), православные активисты пытались сорвать митинг, разбрасывали листовки, не имеющие отношения к теме митинга, провоцировали столкновения. В итоге они были с митинга выведены и препровождены в ОВД «Ходынское».
 
А вот дальше – самое интересное.
 
Когда волонтеры, давшие показания против православных активистов, вышли из здания ОВД, на них напали. Волонтеры были избиты и очень серьезно – у одного из них сломано основание черепа (!), два человека попали в больницу. Естественно, возбуждено дело о причинении тяжких телесных повреждений. Понятно, что жители подозревают в этом лиц, имеющих отношение к тем, кто пытался митинг сорвать.
 
Кто там реально виноват и будут ли преступники найдены – судить, естественно, не берусь. Те, кого интересуют подробности, могут почитать сайт www.grandpark.info.
 
Но понятно, что вся эта дикая история – совсем не необыкновенная по нынешним временам.
 
Агрессивная активность «защитников православия» очевидна. Разумеется, они говорят, что только вынужденно обороняются, защищают РПЦ от «сатанистов», «кощунников» и прочих агентов мировой закулисы.
 
Что ж, последние 10 тысяч лет как-то вообще все только защищаются, в крайнем случае – превентивно нападают на агрессора.
Поэтому не стану вдаваться в дурную бесконечность споров, кто кого первый пихнул, какие именно бесы начали. Споры эти столь же увлекательны, сколь лишены всякого смысла.
 
Могу лишь заметить, что не слыхал (если это было – то прошу меня извинить за незнание) об избитых, травмированных защитниках РПЦ. Если, конечно, не считать тяжких моральных травм, нанесенных охранникам храма Христа Спасителя.
 
Не слыхал и о том, чтобы «кто-то кое-где у нас порой» пытался закрывать храмы (скажем, находящиеся на «не том» месте) или запрещал священникам преподавать в школах, или чтоб кого-то обвиняли в давлении на неверующих, в агрессивном миссионерстве, скажем.
 
Это я к тому, что слухи о «гонениях на Церковь» немного преувеличены.
 
Что ряд СМИ пишут резко критически о РПЦ, о патриархе – это правда. Свободу слова никто не отменял, на РПЦ она вроде бы тоже распространяется. Но, слава Богу, никто же не мешает РПЦ отвечать – отвечать СЛОВАМИ, разумеется. ТВ-экран для патриарха и иных священников открыт уж никак не меньше, чем для их критиков.
 
По-моему, идет активное РАСШИРЕНИЕ РПЦ, ее присутствия в общественной жизни. Вполне понятно, что такое движение (преподавание в школах, активное строительство новых церквей, усиление присутствия в армии, появление «православных бизнесменов», вроде миллиардера-девелопера Бойко-Великого, кстати, обвиняемого в нескольких мошенничествах и т.д.) не всем нравится. Действие вызывает противодействие – закон физики. Противодействие довольно шумное, но, по сути дела, слабое – не имеет ни административной, ни народной поддержки.
 
Представители РПЦ объявляют это «гонениями на Церковь». Что ж, их право… Когда, при Сталине были настоящие гонения – уничтожение храмов и священников – РПЦ была вынуждена молчать (как и все общество). Теперь, благодаря, кстати, той самой демократии и свободе слова, РПЦ имеет полное право говорить. И это хорошо.
 
Но позволю себе сказать, что если РПЦ будет и дальше наращивать военную терминологию («разведка боем»), вести агрессивные словесные баталии с «бесами», она совершит большую ошибку. Хождение по граблям – не восхождение на Голгофу, но вполне опасный, саморазрушительный для Церкви процесс.
 
А что эта «священная война» – именно хождение по граблям, мы все имели случай видеть.
 
Борьба с несущественной проблемой «пусек» создала для РПЦ на пустом месте существенную проблему. Озлобила одних верующих, смутила других, удивила людей, не имеющих отношения к РПЦ. Это – лишь один пример. Но очень типичный.
 
Во-первых, сегодня дальше «расширять пространство РПЦ» в обществе почти невозможно. Верующие имеют все возможности верить в полное свое удовольствие. А ПРИНУЖДАТЬ К ВЕРЕ тех, кто этого не хочет – не получится. Церкви это не нужно, у людей вызовет только активное сопротивление. Больше того – полагаю, это не понравится и многим искренно верующим. Назойливость – вредит.
 
Во-вторых, агрессивная назойливость вредит агрессивно. Борьба с «бесами» вызывает часто ДИКИЕ чувства реального озлобления – и отнюдь не только у неверующих, но и у «чересчур верующих». Развязать такие погромные эмоции легко. Это проверено историей. Загнать их потом назад трудно. Тоже проверено – многократно. Тем более что охотно найдутся «крестоносцы», вроде «православных патрулей». В лучшем случае, это будет бессмысленная показуха – типа «народных дружин» в СССР. В худшем – шаг к «насилию во имя Православия».
 
Все-таки, когда Христос говорил «не мир, но меч», он, кажется, имел в виду нечто другое.
 
В-третьих, вообще ОТ ЦЕРКВИ ЖДУТ ДРУГОГО.
 
Крутизна в борьбе с «врагами» считается признаком силы Государства. Но никак не Церкви.
 
Если не считать относительно малой группы тех самых «крестоносцев-фундаменталистов», большинство людей ждет в Церкви не «борьбы», а душевного мира, отдохновения, того, что зовется «благостью».
 
Да, никто – начиная от Патриарха и кончая последним верующим – не может и не будет «подставлять левую щеку», как учил Христос. Таких святых – нет. Никто ТАКИХ подвигов веры и не ждет.
 
Но люди, даже не особо над этим задумываясь, ждут от Церкви все-таки доброты, умиротворения, кротости, терпения. Злобы, умения ответить ударом на удар (или ударом на замах, или ударом на то, что кому-то показалось замахом…) и без РПЦ хватает. И образ Церкви воинствующей совершенно не близок, непонятен, несимпатичен огромному большинству обычных прихожан. А если Церковь будет ассоциироваться с «крестоносцами» и «дружинами», это вызовет только оторопь.
 
Люди – не сумасшедшие.
 
Сколько не говори про «гонения», все же видят, что никаких «гонений» на РПЦ – нет. Ну, как нет, скажем, и войны ни с каким иностранным государством – сколько ни рассказывай по ТВ, что эта «тайная война» идет. Но если, повторяю, от Государства многие (далеко не все!) ждут встречной войны с «геополитическими врагами России», то вот от Церкви таких подвигов явно не ждут.
 
Поэтому мне кажется, что чем скорее руководство РПЦ откажется от агрессивной риторики и сосредоточится на своем обычном служении, тем для авторитета РПЦ будет лучше.
 
Понятно, что многие читатели объяснят мне, что это уж точно не мое дело – лезть с советами к РПЦ. Без меня как-нибудь обойдутся!
 
Что без меня обойдутся – сомнений нет. Что тема эта не самая приятная и простая для меня – согласен. Но что тут надо набрать воды в рот и выпучить глаза – не думаю. Это не внутрицерковное дело, касается всего общества, а значит и такого мелкого гражданина как я…
 
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".