Комментарий
11 Декабря 2015 12:43

40 долларов за баррель – не смертельно для российского бюджета

Никита Кричевский экономистНикита Кричевский

Никита Кричевский
экономистНикита Кричевский
Минфин представил в правительство доклад, который, анализирует риски при сохранении цены нефти на уровне 40 долларов за баррель и при заложенных в бюджет 50 долларах. В документе предлагается секвестировать бюджет на 5% при цене нефти в 40 долларов за баррель и ниже, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на текст документа.

Экономист Никита Кричевский в интервью «Актуальным комментариям» рассказал, что значит для России падение нефти до 40 долларов за баррель и что будет с майскими указами.

«При падении цены на нефть до 40 долларов за баррель и ниже средней по 2016 году российскому бюджету будет нелегко, но это не смертельное падение.

По сравнению с ситуацией 15-20 лет назад сегодня цены на нефть соответствуют уровню приблизительно 20-22 доллара за баррель с учетом инфляции, тогда как в середине девяностых цена на нефть составляла порядка 10-11 долларов за баррель.

Тогда, в тех условиях, цена в 20-22 доллара считалась чуть ли не манной небесной, способной решить чуть ли не все внутренние социально-экономические проблемы. Если исходить из этого статистического аналитического опыта, то снижение цен на нефть до 40 долларов – это, конечно, негативный аспект, но не смертельный.

Майские указы президента подлежат обязательному исполнению вне зависимости от того, какова сегодня внешнеэкономическая ситуация. На сегодняшний день никаких указаний на отмену майских указов не поступало и вряд ли поступит. Перед регионами в значительной степени остались те же целевые ориентиры, которые были обозначены в 2012 году в указах президента Путина. И ссылки на негативную нефтяную конъюнктуру, конечно же, не являются оправданиями.

Указы исполнять надо, и смысл этих указов не в том, чтобы достичь определенных показателей, а для того, чтобы улучшить жизнь людей в регионах. Если не работать в этом направлении, то возникает простой вопрос, а зачем тогда нужна власть, которая не заботится о повышении жизненного уровня, прежде всего, бюджетников?

В то же время в майских указах существует некая недосказанность, а иногда и натянутость отдельных целевых ориентиров. Например, подобное можно сказать об индексах научного цитирования, которые непонятно с какой стати попали в эти майские указы, или же о создании 25 миллионов высокотехнологичных рабочих мест. Эта красивая и круглая цифра возникла в головах руководителей организации «Деловая Россия», и потом перекочевала в майские указы.

Совершенно очевидно, что 25 млн высокотехнологичных рабочих мест в российской экономике к 2018 году созданы не будут. Это было ясно еще в 2012 году. Однако этот показатель был отражен в майских указах, и уже тогда все понимали, что это, скорее, путеводная звезда, нежели реальный показатель, который необходимо достичь.

При этом такие ориентиры, как достижение средней заработной платы бюджетников, представителей высшей школы, работников здравоохранения уровня, превышающего в 2 и более раза средние зарплаты по регионам, являются вполне достижимыми. И в этих условиях региональным властям нужно работать, прежде всего, над повышением налоговой базы в российской провинции, на российских территориях, и следить за более полной собираемостью налогов и взносов, которые экономические субъекты обязаны вносить в бюджет и внебюджетные фонды.

Как вывод, мы, рассуждая о рисках, представленных Минфином, ориентируемся на бюджет. Бюджет – это роспись, которая касается, прежде всего, бюджетной сферы. Сам по себе бюджет – это порядка 20% российской экономики, но не более. И бюджет совершенно не обязан финансировать реальный сектор, а уж тем более малые предприятия, сопряженные, как известно, с повышенным риском предпринимательства.

Бюджет – это смета доходов и расходов применительно, прежде всего, к бюджетной сфере, к тем, кто состоит на государственной службе. Бюджет – не панацея, не определяющий источник для пенсионных выплат, для обязательного медицинского страхования, для обязательного социального страхования. Бюджет – это все, что касается государственного сектора. Все, что имеет отношение к социальной сфере, и в основе чего лежат не налоги, а взносы, подлежит отдельному регулированию, и мешать все в одну кучу в этой ситуации нельзя».
____________

Читайте также:


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".