Статья
20 Ноября 2017 18:52

Культурное замещение на российском ТВ?

ТНТ решил прекратить вещание зарубежных фильмов. Вместо этого канал сосредоточится на «премьерах собственного производства». Выясняем, с чем связан такой поворот в сторону собственных проектов — принципиальной позиции по импортозамещению или логикой и цифрами.

С 20 ноября иностранных фильмов на ТНТ не будет — такую позицию озвучил глава холдинга Газпром-Медиа (в который и входит телеканал) Артур Джанибекян. «Интерес зрителей и спрос рекламодателей на актуальный и высококачественный контент собственного производства на ТНТ выше, чем на зарубежный контент, в эфире и онлайн», — заявил он.

И он прав. Мы решили сравнить топ-10 эфира ТНТ сейчас и пять лет назад. Если в 2012 году в десятке лучших по просмотрам было четыре зарубежных фильма, то сейчас — всего один, и тот в конце десятки.

У ТНТ передачи собственного производства действительно вымещают из эфира как зарубежные фильмы, так и адаптации зарубежных форматов. Большинство передач, выходящих на канале, принадлежат российским Comedy Production и Good Story Media — это «Импровизация», «Экстрасенсы ведут расследование», «Однажды в России», «Танцы» и другие передачи. В недельном топ-10 ТНТ всего один зарубежный фильм (боевик «Значит, война» с Риз Уизерспун) и одна передача с «западной родословной» («Битва экстрасенсов»).

Означает ли это, что победа отечественного продукта одержана безоговорочно? Конечно, нет. Во-первых, интерес российского зрителя к зарубежному кино никуда не исчез. Об этом исчерпывающе говорят летние сборы кинотеатров — из российских фильмов окупилась лишь картина «Бабушка легкого поведения». Голливуд и сейчас «делает кассу» российским кинотеатрам — Госдума летом даже забеспокоилась по этому поводу и готовила законопроект об ограничениях для прокатчиков иностранного кино.

Во-вторых, конкретно с каналом ТНТ тоже не все так однозначно: провозгласив победу отечественного контента над зарубежным, канал умалчивает падение в общем рейтинге по среднесуточной доле. Пять лет назад доля ТНТ составляла 8,1%, год назад — 6%. Сейчас — всего 5,3%. Шаг на радикальное импортозамещение похож на игру ва-банк с целью остановить падение рейтингов с помощью отечественной «инъекции».

В-третьих, уже не первый год продолжается диверсификация телеэфира, где каждый из телеканалов ищет свою нишу. Так, РЕН-ТВ сосредоточился на «военных» и прочих тайнах, ТВ-3 сначала тоже ударился в мистику, а теперь делит свой эфир между передачами про теории заговоров, пришельцев и потусторонние голоса с показом зарубежных фильмов и сериалов.
Канал ТВ-3 здесь приведен не просто так: в 2014 году он был приобретен «Газпром-Медиа», которой уже принадлежал на тот момент ТНТ, а не так давно состоялось несколько трансферов топ-менеджеров как раз с ТНТ на ТВ-3. Джанибекян признался, что зарубежные фильмы, уже закупленные ТНТ, никуда не денутся и попадут на другие «профильные каналы». Под «профильными каналами» имеется в виду, конечно же, ТВ-3.

В-третьих, не стоит забывать о вечной борьбе ТВ и интернета, которая складывается на длительной дистанции совсем не в пользу первого. Времена, когда российские каналы закупали кассовые зарубежные фильмы, ставили их в прайм-тайм и делали себе трафик, безвозвратно ушли. «Амедиа», нелегальные и полулегальные сервисы и даже с натяжкой профильные телеканалы вроде «Кинохита» давным-давно отбили желание людей спешить включить телевизор в девять вечера и смотреть два часа фильма вперемешку с рекламой.

Рейтинги ТНТ и СТС поэтому так и упали за последние пять лет: именно эти телеканалы делали ставку на показ кассовых и массовых зарубежных фильмов. Пустоту приходится замещать другим эксклюзивным контентом: именно поэтому Good Story Media конвейерными темпами выдает «Физрука», «Ольгу» и другие сериалы, из Comedy Club выросла Comedy Production, а СТС перепридумывает формат песенного шоу, сажая в жюри рядом с Киркоровым рэп-скандалиста Гнойного.

Впрочем, о влиянии импортозамещения на массовую культуру в целом говорить как минимум преждевременно — в перспективе может оказаться, что и неоправданно. Министерство культуры вряд ли назовет достижением российской культуры замещение условного «Гарри Поттера» не менее условным шоу «Танцы». Несмотря на заявленную эксклюзивность, и «Танцы», и «Импровизация», и «Где логика?» — во многом креатура западной культуры. Мигель, критикующий пируэты и па нервного конкурсанта или ведущие «Импровизации», опять втянувшие поп-певца в какую-то авантюру — то, что можно представить на «развлекательной» кнопке ТВ в любой западной стране. То же самое можно сказать и про «Интернов», и про «Ольгу» и даже с некоторыми оговорками и косметическими изменениями контекста про «Физрука». Все эти программы и сериалы имеют западные аналоги.

Импортозамещение в культуре происходит на уровне формы и функционала, но не содержания и сути. Поэтому отказ от зарубежных фильмов в пользу «эксклюзивного контента» в культурном плане ничего не меняет. Кроме того, в информационном плане полностью оградить граждан от зарубежных продуктов значительно сложнее, чем в случае с продуктовым эмбарго. Продолжают оставаться ресурсы, которые и дальше будут предоставлять любой нужный пользователю контент.

Больше всего от подобных действий пострадают регионы и области с низким уровнем проникновения интернета. Особенно, если примеру ТНТ последуют и другие каналы. Речь даже не о том, что зарубежные фильмы гораздо лучше отечественных, а о культурном разнообразии и общем культурном фоне. В таком случае, если выражаться языком Натальи Зубаревич, увеличивается культурный разрыв между условными «четырьмя Россиями». Тотальное импортозамещение в культуре невозможно, а это значит, что оно будет проходить асимметрично, проявляя еще больше различий.


Автор:
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".