Комментарий
7 Ноября 2011 11:09

Литературный НОС

Виктор Топоров литературный критикВиктор Топоров

Виктор Топоров
литературный критикВиктор Топоров
<p>Один за другим оглашены шорт-листы трех литературных премий. Правда, лишь один из них заслуживает серьезного аналитического внимания.<br />
<br />
Потому что НОС (Новая то ли Социальность, то ли Словесность), короткий список которого для пущего смеха оглашают на КРЯККе (Красноярская Ярмарка Книжной Культуры), премия хоть и хорошая, но притворная. То есть с притворным конкурсом, притворной работой жюри и так называемых независимых экспертов. Есть исторический анекдот о том, как члены политбюро, пригласив к себе великого певца, стали заказывать ему определенные вокальные номера по своему выбору, однако всех окоротил Сталин. «Товарищ Козловский великий певец, - сказал вождь, - и он лучше вашего знает, что ему хочется спеть, а что нет… А хочется ему спеть арию Ленского из оперы «Евгений Онегин»!»<br />
<br />
Вот так и «НОС». Голосуют вроде бы все, а победителя выбирает подлинная хозяйка премии Ирина Дмитриевна Прохорова. И захочется выбрать ей в этом году – из шорт-листа в десять наименований – книгу Пелевина «Ананасная вода для прекрасной дамы». Потому что в прошлом году Прохорова выбрала книгу Сорокина. А ведь, хотя и начали уже награждать литературными премиями эту знатную пару (назовем ее в НОСовском вкусе «ПиС» или, если угодно, «СиП»), но еще никто не догадался наградить, пусть и в разные годы, одной премией и Пелевина, и Сорокина. И «НОС» будет первым (если, конечно, его не опередит, наградив в этом году Сорокина, «Большая книга»).<br />
<br />
Аж в трех номинациях огласила короткий список Премия Андрея Белого. Однако,  если «НОС» премия хорошая, но невнятная, то «Белочка» - премия и невнятная, и плохая, и (что самое скверное) сектантская. Это премия, которую «те, кого никто не любит», а главное, те, кого никто не читает, присуждают друзьям и близким, присуждают друг другу, да и попросту, без церемоний, самим себе. И, разумеется, результаты столь же легко предсказуемы. В прошлом году я, скажем, с легкостью угадал всех троих победителей, но ни фамилий их, ни тем более произведений в памяти сохранить не сумел. А сейчас и предсказывать не буду – уж больно неинтересно.<br />
<br />
Наиболее любопытна ситуация с «Букером десятилетия». Напомню, что разыгрывают эту премию вынужденно - вместо очередного цикла «Русского Букера», пропущенного  в связи с «временной утратой кормильца», то есть спонсора. Потом кормилец нашелся, а время ушло. И вот «Букер десятилетия», разыгрываемый между 60-ю романами (10 победителей и 50 финалистов за все годы) силами сводного жюри из 50 человек (проголосовало, правда, всего 33). И в результате – шорт-лист из пяти названий: «Карагандинские десятины» Олега Павлова, «Санькя» Захара Прилепина, «Ёлтышевы» Романа Сенчина, «Даниэль Штайн, переводчик» Людмилы Улицкой и «Ложится мгла на старые ступени» Александра Чудакова. Список как список.<br />
<br />
Не будем говорить о тех, кто в него не попал, в том числе и о тех, кто не попал в этот список сенсационно. Отметим два внелитературных обстоятельства. Во-первых, очередное несчастье, приключившееся недавно с лауреатом-2003 Рубеном Гальего, побудило многих развязать кампанию в его пользу и даже призвать к самоотводу остальных претендентов на призовые деньги (о славе речь при таком раскладе, понятно, не шла). К чести Гальего, он жестко пресек все эти унизительные спекуляции и, строго говоря, взял самоотвод сам. Обычный букеровский шорт-лист – шесть книг, в нынешнем – всего пять; место для книги Гальего «Белое на черном» оставлено не занятым; вышло красиво, даже если (а так оно, скорее всего, и было) вышло нечаянно.<br />
<br />
Второе обстоятельство связано с тем, что Александр Чудаков несколько лет назад ушел из жизни. В конкурсных премиях (а «Букер десятилетия» именно таков) ушедшие никогда не конкурируют с живыми во избежание разнообразных этических коллизий. Здесь же этим презрели, в результате чего мемуарная книга и без того культового в околобукеровских кругах (они же около»толсто»журнальные) автора вполне может выиграть – как сама по себе, так и «чтобы не обижать никого из здравствующих участников». Такая победа, разумеется, обернется конфузом. Как, впрочем, и практически любая другая.<br />
<br />
В короткий список вошли четыре шорт-листника десятилетия и одно произведение-победитель. Но как раз этот роман Павлова (лауреат 2002) забыт начисто – и в общем-то, увы, справедливо. Остальные писатели и книги как бы берут реванш. Но кто именно эти реваншисты? Людмила Улицкая и Захар Прилепин – наиболее успешные авторы «нулевых», лауреаты многих премий, в том числе и более престижных, чем «Русский Букер» (а Улицкая, к тому же, и лауреат «Букера», правда, за другой роман)? Не смешите. Победа любого из них была бы и наверняка будет встречена грубоватым присловьем: «А морда не треснет?» Причем одни скажут такое в случае нового триумфа Улицкой, другие – в случае нового триумфа Прилепина, а третьи – в случае успеха любого из этих двух.<br />
<br />
Вам уже понятно, что «Букер десятилетия» это не Лига чемпионов и тем более не Кубок чемпионов, а скорее Лига Европы. Потому что здесь выбирают не лучшего из лучших (понимая иллюзорность любого подобного выбора), а лучшего из тех, кому, по той или иной причине, почему-то не удалось стать лучшим. И так, методом исключения, мы приходим к Роману Сенчину, книгу которого «Ёлтышевы» обнесли пару назад всеми мыслимыми и немыслимыми премиями - и обнесли крайне несправедливо. Что ж, вот и пожелаем сумрачному русскому таланту (на сумрачный гений он все же не тянет) давно заслуженной победы в престижном (пусть и случайно нарисовавшемся) суперсостязании отечественных прозаиков. А на старых ступенях пусть по-прежнему лежит соприродная им спокойно-безразличная мгла.</p>
<p><strong>Виктор ТОПОРОВ</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".