Минэнерго: потребности ЕС в газе увеличиваются
В Брюсселе, где Россия и Евросоюз должны обсудить вопросы Третьего энергетического пакета и «Южного потока», находится заместитель министра энергетики Анатолий Яновский.
На встрече с журналистами он разъяснил позицию России. В частности, российская сторона по-разному относится к проектам транскаспийского газопровода и газопровода «Набукко», заявил Яновский.
По его словам, все многочисленные прогнозы объемов потребления и объемов импорта газа в Европу, которые делают Международное энергетическое агентство, Еврокомиссия и крупные нефтегазовые компании, свидетельствуют, что «объективно производство газа на территории стран, входящих в Евросоюз, снижается, а потребности стран Евросоюза в газе увеличиваются».
«В этой связи, по нашему мнению, проекту "Набукко", так же, как и другим проектам, которые направлены на обеспечение долгосрочных поставок газа в ЕС, хватит места на этом большом европейском рынке», - сказал Яновский.
Он назвал «несколько отличной ситуацию с транскаспийским газопроводом», передает «Интерфакс».
«Мы исходим из того, что при реализации любых проектов должны соблюдаться нормы международного права. Поскольку до настоящего времени правовой статус Каспия не определен и не урегулирован в соответствующем соглашении тех государств, которые расположены в этом регионе, мы считаем, что попытки двух стран из этого региона при поддержке Евросоюза решить данную проблему входят в противоречие с нормами международного права», - объяснил замглавы Минэнерго.
Что касается Третьего энергетического пакета, то российская сторона видит решение его проблемы в ликвидации неопределенностей и в трансграничных проектах.
«В том, что касается "третьего энергетического пакета", российская сторона действует по двум направлениям», - сказал Яновский.
«Третий пакет" принят. Он имплементируется в законодательстве каждой из стран, входящих в ЕС. В рамках этой имплементации нашим европейским коллегам, прежде всего регуляторам, предстоит разработать большое количество нормативных технических документов. Эти документы должны быть гармонизированы и между собой, и по разным странам. При этом существует большое количество "серых зон" или зон неопределенности, ответов по которым нет в принятом "третьем пакете"», - пояснил замглавы Минэнерго.
Поэтому первое направление деятельности российской стороны, по его словам, связано с тем, что уже на протяжении около двух лет проводятся неформальные консультации российских экспертов с европейскими регуляторами.
«Такие консультации носят постоянный, регулярный характер. Именно на них обсуждаются вопросы, связанные с неопределенностями и с попытками на техническом уровне найти по ним решения», - отметил Яновский.
Второе направление деятельности на этом поле касается реализации трансграничных проектов.
«Мы считаем, что трансграничные проекты должны реализовываться не по правилам "третьего пакета", так же как и не по правилам российского законодательства. Само понятие "трансграничный" говорит о двух связанных между собой территориях. На каждой территории могут применяться свои нормы законодательства. Для того, чтобы мы реализовали проект, пересекающий общую границу, должны быть выработаны некие общие правила», - сказал замглавы Минэнерго.
В качестве удачного примера такого двустороннего подхода Яновский назвал проект по синхронной работе энергосистем России, Латвии, Литвы и Эстонии, первые консультации по которому состоялись в среду в Брюсселе.
«Это как раз пример необходимости нахождения взаимоприемлемых решений на границах стран», - отметил замминистра энергетики РФ.