Статья
2903 16 декабря 2020 10:53

Мир движется к ядерной пропасти

Историк Кристофер Кларк в своем рассказе о Первой мировой войне подробно описывает, как группа европейских лидеров привела свои страны к конфликту, которого они не хотели. Охваченные национализмом и попавшие в ловушку конкурирующих интересов, взаимного недоверия и громоздких альянсов, «лунатики», как их называет Кларк, совершили серию трагических просчетов, которые привели к 40 миллионам жертв. Когда сталкиваются национальные интересы, страны чаще отказываются от диалога и дипломатии и по мере того, как структуры контроля над вооружениями разрушаются, появляются передовые ракетные системы, новые технологии и кибероружие. Бывший Министр энергетики США Эрнест Мониз и бывший сенатор США Сэмюэл Нанн на страницах Foreign Affairs пишут о том, как Россия и США могут остановить опасную гонку ядерных вооружений.

В современном мире существуют аналогичные риски, которые усугубляются наличием ядерного оружия. Соединенные Штаты и Россия вместе обладают более чем 90% мирового атомного арсенала, но они делят сцену с семью другими ядерными державами, некоторые из которых вовлечены в неустойчивое соперничество. Если столетие назад миллионы людей погибли за четыре года в окопной войне, то теперь такое же количество человек можно было убить за считанные минуты. Потенциал ядерного оружия таит в себе больше конфликтов в мире, чем когда-либо прежде. Одна авария или ошибка может привести к Армагеддону. И России, и новой администрации Байдена нужно будет проложить новый путь в области ядерной политики и контроля над вооружениями — такой, который создаст гарантии против случайного или необдуманного применения ядерного оружия и укрепит международные механизмы, которые долгое время помогали сохранять мир.

Отношения между США и Россией находятся в плачевном состоянии, но Вашингтон и Москва должны еще раз признать, что они разделяют экзистенциальную заинтересованность в предотвращении применения ядерного оружия. Работа на ядерной арене требует дипломатии, а не позерства. Как администрация Байдена, так и Конгресс должны создать для Соединенных Штатов и России политическое пространство для возобновления взаимодействия между военными, дипломатами и учеными.

В первые дни своего президентства Байден должен выполнить свое обещание и продлить с Россией Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3) до истечения его срока действия (5 февраля). Этот договор имеет решающее значение для поддержания контроля и ограничения стратегических ядерных сил. Байдену следует продлить его на пять лет — максимально разрешенный период времени. Это вызвало бы широкую поддержку внутри страны и среди европейских и тихоокеанских союзников.

Россия и США также должны взять на себя взаимные обязательства по сокращению развернутых стратегических ядерных вооружений. Для этого могут потребоваться договоренности или соглашения с Россией и, возможно, с другими государствами, обладающими ядерным оружием. Такие переговоры должны охватывать системы доставки оружия и потенциально новые области (например, кибернетические), но они не должны быть настолько обширными, чтобы закрывать путь к соглашению в рамках продления СНВ.

В долгосрочной перспективе необходимо будет предпринять устойчивые дипломатические усилия для возрождения многих процессов, механизмов и соглашений, которые позволяют странам управлять своими отношениями в мирное время и, таким образом, избегать ядерного конфликта. Эту стабилизирующую архитектуру невозможно поддерживать без диалога. Соединенным Штатам, в частности, потребуется возобновить переговоры с Россией об урегулировании кризисов. Также потребуется возобновить переговоры с Китаем. В отсутствие такого диалога, направленного на предотвращение или урегулирование инцидентов, которые могут перерасти в конфликт, Вашингтону будет намного труднее достичь взаимопонимания с Москвой и Пекином по вопросам снижения ядерной опасности.

В более широком смысле Соединенные Штаты и Россия должны следовать предостережению, которое сформулировали Рональд Рейган и Михаил Горбачев, что «ядерную войну невозможно выиграть и никогда не следует начинать». Работа с Китаем, Францией и Соединенным Королевством над тем же заявлением станет мощным сигналом того, что, несмотря на напряженность в других областях политики, лидеры работают вместе для предотвращения ядерной катастрофы. Это также помогло бы создать импульс для дополнительных шагов в области ядерного нераспространения и разоружения, что, в свою очередь, укрепило бы обязательство стран, не обладающих ядерным оружием, отказаться от его разработки.

Общая декларация такого рода могла бы послужить основой для последующего сотрудничества между ядерными державами. Например, установление моратория на российские и американские ракеты средней дальности наземного базирования к западу от Урала, сокращение нестратегических вооружений передового базирования США и России и ослабление эскалации конкуренции между наступательными ядерными силами и противоракетной обороной в Европе и Азия.

Непонимание может привести к конфликту. Мировые лидеры снова бредут к пропасти — на этот раз ядерной катастрофы. Они должны проснуться, пока не стало слишком поздно.
8 апреля 2024 Колонки
ИИ-тократия
 ИИ-тократия Ярослав Барыкин о перспективах использования искусственного интеллекта в политике
29 марта 2024 Новости  Британия в поисках стратегии Великобритания выпустила новую стратегию применения санкций, в которой, по словам экспертов британских аналитических центров, описывается ряд критериев принятия решений, а также излагается подход к смягчению непредвиденных последствий и юридических рисков. Также британские эксперты проанализировали военный потенциал Великобритании и пришли к выводу, что он не оптимизирован для сдерживания России, поэтому стране нужно принять масштабную программу перевооружения. 22 марта 2024 Новости  Дипфейки — новое политическое оружие Правительства, которые распространяют дипфейки за рубежом, сталкиваются с риском утраты доверия собственного населения к СМИ и другим источникам новостей, утверждает группа экспертов американского аналитического центра CSIS. Это, в свою очередь, облегчит противникам распространение дезинформации, а внутренним субъектам будет проще использовать дипфейк, чтобы подорвать доверие общества к правительству и повлиять на выборы, а также уменьшить поддержку вооруженных сил страны, предупреждают эксперты в докладе «Government Use of Deepfakes: The Questions to Ask». 
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".