Статья
366 2 Декабря 2014 12:33

В ЕАЭС откажутся от доллара и евро

На территории Евразийского экономического союза (ЕАЭС) могут запретить хождение доллара и евро. 

Напомним, в ЕАЭС входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армения. 

Переход на расчеты только в национальных валютах (рубли, белорусские рубли, тенге, драм) должен произойти к 2025–2030 году. Такое предложение содержится в проекте концепции развития платежных систем на территории ЕАЭС, пишут «Известия» со ссылкой на председателя совета директоров Национального платежного совета (НПС), вице-президента Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Мурычева.

По его словам, концепция предполагает не только отказ от доллара и евро, но и создание инфраструктуры общего платежного пространства стран-участниц, позволяющего проводить платежи с учетом совместимости национальных карточных систем, в том числе создаваемой российской национальной системы платежных карт (НСПК) и ныне функционирующих систем «Белкарт» (Беларусь) и Armenian Card (ArCa). 

По мнению Мурычева, переход на национальные валюты полностью на территории ЕАЭС должен быть постепенным — учитывая их волатильность в свете политического кризиса на Украине и санкций со стороны Европы и США.

В Совете Федерации поддержали идею отказа от доллара и евро в расчетах на территории ЕАЭС.

«Почему мы должны пускать в товарооборот с Арменией, Белоруссией и Казахстаном страны, которые не являются участниками ЕАЭС, за счет расчетов в долларах и евро? Эмиссия доллара сейчас очень велика, не исключен крах американской экономики, внешний долг США очень велик, — цитируют «Известия» члена комитета Совета Федерации по экономической политике Евгения Тарло. — Ориентируясь на доллар, мы его укрепляем. Например, рубль девальвировал к доллару более чем на 40% с начала 2014 года, белорусский рубль — на 11,67%, тенге — на 15,04%, драм — на 7,2%. Если же в расчетах будут использоваться национальные валюты, можно будет говорить об их укреплении, и рубля в первую очередь».

Напомним, договор о Евразийском экономическом союзе был подписан президентами России, Белоруссии и Казахстана 29 мая 2014 года в Астане. 10 октября 2014 года к договору присоединилась Армения, соответствующее соглашение было подписано в Минске на заседании Высшего евразийского экономического совета.

Работа над документом продолжалась почти 3 года. В нем расписано снятие таможенных и миграционных барьеров между странами-участницами. У предпринимателей появится возможность ввозить товары и вести бизнес в любой из указанных стран.

В ключевых отраслях экономики государства будут вести согласованную политику, ожидается, что всё это увеличит доходы трёх стран минимум на 15%.

В странах союза планируется унифицировать режим для инвестиций: она должна быть рыночной, выплачиваться быстро, за задержку могут начисляться проценты.

Комментарии экспертов
В принципе, переход к единой валюте может увеличить устойчивость национальных валют стран-членов ЕАЭС за счёт механизмов взаимного резервирования. Это может и должно привести к большей независимости финансовых систем от тех событий, которые происходят вне ЕАЭС.

Если при этом курсе будет более активное развитие, скажем, торговых отношений ЕАЭС с другими валютными зонами или с другими крупными сильными центрами, такими как, например, Китайская народная республиками, то за счёт тех же самых дополнительных механизмов возможна стабилизация уже единой валюты.

В то же время этот переход требует соблюдения ряда условий, прежде всего, для стабилизации финансовых систем стран-участников, по крайней мере тех, которые вносят существенный вклад в общий рынок, поскольку всё привязано и к финансовому рынку, и к товарному рынку.

Пока что речь идёт о том, чтобы страны ЕАЭС использовали валюты друг друга в торговых операциях. Но отказ от нацвалют — это всегда делегирование полномочий по эмиссии своих денег, урегулирование собственной денежной массы некоему другому наднациональному правительству. В этом заключается основной риск установления единой валюты, что мы могли наблюдать на примере Европы.

Соответственно, все финансовые системы должны иметь примерно одинаковый уровень развития каждой страны. В этом смысле важно понимать, что нельзя отдельно регулировать объём денежной эмиссии и отдельно на национальных уровнях регулировать, скажем, способ верстания бюджетов, поскольку это будет отдельная полная свобода у министерства финансов, а такого быть не может. Результат подобных денежных операций мы видим в ЕС.

Поэтому прежде чем переходить на единую валюту, необходимо перейти к более широкой консолидации, выработке решения о том, как будет жить бюджет и как будут верстаться бюджеты всех стран — участников единой валютной зоны. Иными словами, необходим единый механизм влияния на принятие решений по бюджету каждой страны.

Хочу отметить, что переход к единой валюте — долгосрочное предприятие, поэтому к обозначенному сроку курсы валют, которые сейчас очень сильно колеблются, могут стабилизироваться. К примеру, в Белоруссии рубль девальвировался в 2011 году очень сильно, но это никоим образом не привело к краху экономики. Просто если бы это была единая система, то такое было бы невозможно — девальвировать наднациональную валюту было бы нельзя.

С другой стороны, если девальвация непроизвольная и связана с проблемами одной страны, то единая валюта позволяет, например, избежать массового отказа населения или бизнеса от собственной валюты в силу того, что можно опираться на её твёрдость, обеспеченную другими участниками валютного союза.

Здесь очень важна сбалансированность политики стран-членов, в противном случае это может оказаться некой доминантой в денежных отношениях. Для примера возьмем США: любая мелкая страна может привязаться к их валюте, но что это ей дает? Она не может никак влиять на эту валюту, и если в США произойдёт коллапс, то она окажется без собственной валюты, так как ее валюта уйдёт в пике, или будет расти точно так же, как валюта США.

Создание некоего реального института единой валюты пока еще только в планах. Но чтобы к нему реально перейти, надо сначала пройти стадию более тесной работы только со своими валютами, отказавшись от любых кросс-курсов с внешней валютой, типа доллара и евро. Также необходимо как минимум отладить взаимодействие между Центральными банками и министерствами финансов. Для этого, естественно, потребуется, условно говоря, 10-15 лет.

За такие длительные сроки, которые обозначены для перехода к единой валюте в рамках ЕАЭС, возможно, перестанет существовать Евразийское экономическое пространство. В данный момент в нем существует три страны, каждая из которых сидит под своим диктатом и проводит собственную независимую политику, не считая нужным советоваться со своими партнерами по союзу ни о чём, что противоречило бы их личной выгоде.  

В принципе, ведение расчётов через свои национальные валюты вполне реально, но только при условии, если основной товарооборот этих стран к 2025-2030 гг. будет происходить внутри этой группы. Но, на мой взгляд, это совершенно бессмысленно.

Есть очень красноречивый пример: некоторое время назад Дмитрий Медведев подписал с Уго Чавесом контракт на поставку вооружений в Венесуэлу на 4 миллиарда долларов. Расчеты по контракту по договоренности стран должны были осуществляться в венесуэльских боливарах. Однако на момент выполнения контракта стоимость боливара сократилась в 4 раза.

Смысл валюты заключается в том, что она должна быть свободно конвертируемой. Если вы кому-то какие-то товары поставляете, в обмен на обязательства получаете другие товары по бартеру, а, на мой взгляд — лучше получать деньги и иметь выбор. В данном случае мы, по сути дела, привязываемся к бартеру, вводя какую-то региональную валюту, которая будет работать только на региональном уровне. Таким образом, это экономическое пространство лишается экономической эффективности.

Есть еще один пример: с 1992 года обсуждается введение единой валюты между Россией и Белоруссией. За это время даже единое государство создали. Но каковы практические шаги по продвижению этого пути? Лично я их не вижу, и скорее всего, не увижу в своей жизни.

7 Ноября 2018 Новости
Ритейлеры опасаются дефицита продуктов
 Ритейлеры опасаются дефицита продуктов Госдума приняла в окончательном, третьем чтении поправки в закон о торговле, запрещающие ритейлерам возвращать поставщикам непроданные продукты в случае, если срок их хранения меньше 30 дней. Эта мера, по мнению представителей отрасли, приведет к серьезным проблемам и даже дефициту ряда позиций.
12 Июля 2018 Новости  Бизнес выше политики: торговый оборот между Россией и Украиной вырос на треть Несмотря на сложные отношения между Россией и Украиной, оборот внешней торговли двух стран в период за январь-май вырос на 28,7% в годовом выражении. Он составил 5,838 миллиарда долларов, сообщают «РИА Новости» со ссылкой на данные Федеральной таможенной службы (ФТС) России. 10 Апреля 2018 Новости  Торговые сети запугивают покупателей дефицитом Продуктовые ритейлеры России предупреждают о возможном дефиците продуктов из-за необходимости введения новой системы системы электронной ветеринарной сертификации (ЭВС).
Актуальные комментарии
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".