Статья
19 Мая 2012 0:37

На языке искусства

На языке искусства
Фото: Shutterstock

Гражданская активность, ярко проявившаяся в последние полгода, охватила и творческую интеллигенцию. Писатели, поэты, а вслед за ними и художники решили заявить о себе, выйдя на улицы Москвы.

19 мая 25 художников собираются провезти свои произведения на ручных тележках по Сретенскому, Рождественскому, Петровскому и Чистопрудному бульварам с возможной остановкой во дворе Московского музея современного искусства на Петровке. Участники акции встречаются вечером в Милютинском переулке у Сретенского бульвара. Свое мероприятие мастера изобразительного искусства приурочили  к «Ночи музеев».

О том, что побудило художников к этой акции и какая атмосфера сегодня витает среди творческий людей рассказал один из организаторов этого «Кочевого музея современного искусства» - Юрий Самодуров.
 
По его словам, субботние гуляния художников в центре Москвы по духу станут продолжением недавней «Контрольной прогулки» писателей по столичным бульварам.

«Независимо от того, как мы планировали ее в начале, теперь это продолжение прогулки писателей, но частично с другими целями и задачами. Современное искусство - язык, на котором можно говорить и о выборах, и о смысле существования», - заявил Самодуров «Интерфаксу».

Как оказалось, акция  была придумана в начале марта. «Но поскольку события в обществе, городе не сводятся к нашей акции, она попадает в контекст возросшей оппозиционной политической активности, потребности в свободе, свободном высказывании. В этом контексте она для многих приобретает такое значение. Думаю, сами художники рады тому, что их акция сейчас востребована в обществе в большей мере, чем, если бы не было майских событий», - сказал Самодуров.

Среди участников «Кочевого музея современного искусства» Герман Виноградов, Сергей Якунин, Николай Полисский, Леонид Сохранский, Виктория Малкова, Полина Москвина, Галина Шилина, Елена Мунц, Андрей Митенев, Алексей Гарикович, Марина Звягинцева, Сергей Катран, Константин Звездочетов, Ольга и Олег Татаринцевы, Михаил Погарский, Валерий Корчагин и другие.

Самодуров сказал, что у прогулки художников две цели. «Первое. Это подарок художников городу и горожанам, расширение форм проведения "Ночи в музее"», - сказал собеседник агентства.

«Второе. Эта акция - сигнал о том, что демократическое открытое общество не может существовать без объектов современного искусства в городской среде. Современное искусство - язык мыслящих, образованных людей, реагирующих на то, что они видят и вокруг себя. Этот язык выражает то, что нельзя заменить словами. Современное искусство - код для мыслящих и образованных людей. И для современного искусства должно быть место и за пределами музеев и галерей», - заявил Самодуров.

По его словам, современного искусства на улицах Москвы почти нет. Кроме того, у современного искусства пока нет должного места в культуре.

Возможно, что сейчас, когда протестные настроения охватили часть горожан, современное искусство как раз и получает шанс быть замеченным и востребованным. Искусство, особенно прогрессивное, бросает вызов традициям и устоям, пробуждает от спячки сознание, заставляет реагировать, провоцирует на полемику, т.е. выражает этот самый протест.

Так, например, произошло и с нашумевшей выставкой известного галериста Марата Гельмана. Против его экспозиции Icons в Краснодаре выступили представители РПЦ, казачества и общественности Кубани.

В частности, в Екатеринодарской и Кубанской епархии заявили, что «кубанцам нельзя допустить, чтобы в нашем казачьем православном крае появился стационарный музей Гельмана, где попрание и осквернение религии и культуры было бы возведено в норму жизни».

Позднее в епархии посетовали, что галерист не приглашал церковь к диалогу с культурой, в рамках которого, по его словам, проходят его выставки. Отвечая на вопрос, почему некоторые люди так остро реагируют на экспозиции, предложенные Гельманом, епархия напомнила о том, что галерист взял под защиту участниц панк-группы «Pussy Riot» с их скандальной акцией в храме Христа Спасителя.

Марат Гельман тем временем готовит к показу в Новосибирске вставку «Родина», посвященную постсоветской эпохе. В экспозиции, в частности, присутствует «Путиниана», а также «Заседание Федерального собрания» Сергея Калинина и Фарида Богдалова, отсылающая к картине Ильи Репина «Торжественное заседание».

Что же касается «Кочевого музея» в Москве, то характер как художественных работ, так и самой акции станет ясен в субботу.

Прокуратура высказала организаторам акции предостережение, но руководитель департамента региональной безопасности Москвы Алексей Майоров заверил: «Мы согласовали основные вопросы, в том числе с полицией. Они в курсе данного маршрута. Акция должна пройти без нарушений правил дорожного движения, только по тротуарам…Если это будет акция художников, то она пройдет, как запланировано», - сказал Майоров.

Опасения правоохранительных органов по поводу подобных мероприятий понятны. «Контрольная» прогулка писателей, например, собрала довольно много народа – от 2 до 10 тысяч, по разным оценкам, что создало проблемы в движении транспорта. Кроме того, мероприятия  деятелей искусства проходят на фоне акции перемещающихся по бульварам оппозиционеров.

Напомним, что в прошлое воскресенье прогулка писателей последовала после того, как на майских праздниках полиция провела массовые задержания оппозиции в Москве. Борис Акунин, Дмитрий Быков, Виктор Шендерович и другие хотели тогда убедиться, что по столичным бульварам можно гулять без разрешения властей.

Инициативу поучаствовать в гражданской жизни подхватили музыканты в лице музыкального критика Артемия Троицкого. Правда, он призвал прибегнуть к каким-то новым формам этого участия.

«Слух о том, что музыканты с моей подачи совершат "контрольную прогулку", сильно искажен. Я не собираюсь этого делать. Я считаю, что музыканты каким-то образом должны участвовать в сегодняшней бурной гражданской жизни. Но тема "контрольной прогулки" писателями уже отработана. Нужно проявлять креативность и придумывать что-то новое», - сказал Троицкий.

«Если удастся каким-то образом сагитировать музыкантов на некую акцию, то это будет нечто другое. Согласовывать эту акцию с властями, если это не будет митинг, ни малейшего желания нет», - отметил он.

Один из организаторов «контрольной прогулки» литераторов, писатель Дмитрий Быков, поддержал планы художников и музыкантов.

«Офисная интеллигенция выходила на митинги "За честные выборы". Творческая интеллигенция выходит на прогулки против нищеты и пошлости, которые насаждаются в качестве главной национальной идеологии», - сказал Быков «Интерфаксу».

Как бы то ни было, но гуляния представителей искусства, похоже входят в моду. В минувшую пятницу московские поэты устроили публичное чтение стихов у памятника Осипу Мандельштаму. Послушать их пришли от 50 до 80 человек, передал корреспондент «Интерфакса». Авторы читали свои произведения у самого постамента. Рядом с местом проведения акции дежурили полицейские. Присутствующие на мероприятии не держали никакой политической атрибутики, но некоторые из них повязали на себя белую ленту, ставшую символом протестующих против нечестных выборов.

Наблюдая за происходящим, можно только гадать, что означается волна гражданской активности среди творческих людей, является ли она предвестником перемен, как это уже когда-то было, или просто модным трендом.

Комментарии экспертов
<p>Первая писательская прогулка показала, что власть не определилась с тем, как к ней относиться. Достаточно странно выглядело, когда людей за одинаковые поступки либо привлекали к административной ответственности, арестовывали и штрафовали, либо они могли спокойно идти, перекрывая своим движением проезжую часть, как это было в случае с писателями, и им за это ничего не будет. Это действительно странное, парадоксальное явление. Первое, о чем нужно ставить вопрос – может быть, у нас будут какие-нибудь общие, одинаковые правила игры для всех, а не так, что интеллигенция или писатели имеют право прикрываться своим авторитетом и получать большие бонусы. Я бы хотел понять, откуда берется разница в правилах игры.</p>
<p>С точки зрения социологии в Москве – самом густонаселенном российском городе и самом важном для российской политики – сегодня нет рабочих в традиционном смысле слова, нет людей, которые заняты трудом на промышленных предприятиях, либо количество этих людей несущественно - как в общей численности населения, так и в политической жизни.</p>
<p>Нет ничего удивительного в том, что люди творческого труда - те же писатели, художники и музыканты - возглавляют и общественное, и политическое, и, в данном случае, протестное движение. Это абсолютно нормально, учитывая, что люди, занимающиеся умственным, творческим трудом, представляют собой активную часть московского населения.</p>
<p>В последние годы Путин очень много своего времени посвятил налаживанию каких-то контактов именно с представителями интеллигенции. Эти контакты не всегда проходили гладко: Путин встречался с писателями, Путин встречался на благотворительных вечерах (знаменитый был случай, когда он встретился с Шевчуком, и между ними состоялся странный диалог, когда Путин спросил: «А вы кто?», и Шевчук сказал: «Я музыкант Юра»).  Если подводить черту: все политические силы заинтересованы в том, чтобы склонить интеллигенцию на свою сторону для того, чтобы интеллигенция организовала некое лидерство во мнениях.</p>
<p>Успех сегодняшней российской оппозиционной активности зависит от того, насколько она сможет оседлать возможный социальный протест. Я имею в виду то возможное социальное недовольство, которое может угрожать нашей стране в течение ближайших лет - если цены на нефть упадут, если бюджетный дефицит будет еще больше, если социальные выплаты сократятся, пенсионный возраст повысится, а сама сумма пенсии не будет проиндексирована.</p>
<p>Кстати, когда Путин в противовес любви к интеллигенции обращается к так называемому  «простому народу», он развивает логику, которая привела его к победе на президентских выборах.</p>
<p>Поэтому Путин ведет себя достаточно грамотно: он играет на опережение, хочет показать, что он народный президент, и ни в коем случае не дать срастись вот этому креативному классу и возможным протестантам из среды народа, которые могут когда-то возникнуть в России.</p>
<p>Мы часто путаем так называемую интеллигенцию и людей умственного труда с условными хипстерами и менеджерами. С другой стороны, мы путаем ее с так называемой творческой интеллигенцией. Но это как бы совершенно разные слои населения, и так было всегда, еще с советских времен. Условно говоря, поэты, художники музыканты – это одно, а врачи, учителя и инженеры – это совершенно другое. Слой поэтов, художников, музыкантов весьма немногочисленный, но очень шумный.</p>
<p>Прогулка писателей сама по себе концептуально совершенно не смертельна, как мне представляется. С художниками немножко сложнее. Нынче художниками называют не тех, кто рисует картины, а тех, кто проводит хэппенинги. А вообще-то я уже шутил на эту тему: жду, когда будет марш журналистов официально объявлен. Тем более, что как показывает практика, среди тех, кто выходят на улицы, журналистов и так достаточно много. Какого-то результата у этих акций нет. Просто такой модный тренд.</p>
<p>Что касается того, что власть нынче делает ставку на представителей рабочих профессий, то я бы не проводил параллели с уличными акциями. Фигура Холманских (новый постпред в Уральском федеральном округе – прим.ред.) связана не просто с поддержкой трудового класса, но и с организацией массовых мероприятий. И его таланты были оценены по достоинству, как мы видим по итогам прошедшего назначения.</p>
<p>В любом случае не надо проводить раздел между рабочей интеллигенцией и творческой.  Владимиру Владимировичу Путину деваться некуда - ему нужно будет себя каким-то образом позиционировать как президента всех россиян. Так что противопоставлять людей от станка и людей от кассового аппарата можно, но, скорее, в технологических целях. Кто- то из них выходит, условно говоря, «на Болото», кто-то – на Поклонную гору. У нас достаточно большая страна, и пытаться делить по классовому признаку людей, вне пределов электоральной компании было бы неправильно. Нам не нужен раскол общества, нам нужно производить консолидацию. <br />
 </p>
<p>Мы и не заметили, как прогулки по улицам Москвы превратились в модный тренд. По центру столицы прогуливались оппозиционеры, националисты, музыканты. Теперь настала очередь художников заявить о себе. Не исключено, что это далеко не конец и список желающих объединиться по какому-либо признаку и прошагать по городу еще не завершен. <br />
<br />
У моды есть такое качество – тиражность. Его постепенно приобретает эксклюзивный модный продукт. И если потом после художников пойдут представители еще каких-нибудь творческих профессий, главное, чтобы это не выглядело пародийно. Я представляю, что когда совершится уже десятая прогулка по городу, скажем, дизайнеров, и власть не будет этим акциям мешать, то ресурс протестующих этим странным образом в конце концов иссякнет. Потому что сами прогулки были вызваны агрессивным поведением полиции во время «Марша миллионов» и запретами на проведение акций в определенных местах. Протестующие думали, что им будут мешать эти прогулки осуществлять, но этого не случилось, писателей никто не тронул. И если прогулка художников, так скажем, нормально пройдет, и после нее еще будет какая-то прогулка, то проводить в дальнейшем подобные мероприятия не будет уже никакого смысла. А привычное будничное мероприятие не вызовет такого общественного внимания и внимания СМИ, какое вызвало в самый первый раз. <br />
<br />
С другой стороны, я считаю, что погода хорошая, все условия для того, чтобы беспрепятственно с хорошим настроением прогуливаться по городу есть, и если наши творческие личности будут чаще гулять по Москве, то это им только на пользу пойдет. Можно ведь гулять не только с точки зрения протеста, но и с точки зрения и сплочения профессии, осуществления гражданской и творческой активности. Я думаю, что художникам можно было бы, собравшись, вместе подумать над улучшением облика Москвы, чтобы от этой прогулки была польза. По итогам каждого мероприятия должен быть какой-то результат, и это самое главное. </p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".