Статья
210 2 февраля 2009 21:23

Начинающим водителям - по знаку

Премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление правительства РФ о введении с 1 марта специального знака «Начинающий водитель». Таким знаком будут оснащаться автомобили, которыми управляют водители со стажем менее двух лет. Подобная мера призвана сократить на дорогах количество аварий, виновниками которых становятся малоопытные драйверы. Деловая газета «ВЗГЛЯД» пишет, что по мнению экспертов новый знак станет лишь поводом для увеличения количества взяток на дорогах и внесет сумятицу в правовые отношения водителей и собственников авто.

Между тем введение особого знака - не единственная мера, предусмотренная правительством для обеспечения большей безопасности водителя на дороге. Нынешним летом все российские автошколы должны будут перейти на новую программу, подготовленную совместно ГИБДД и Минобрнауки.

Она предполагает значительное увеличение часов, отводимых на практику вождения, и изменение самого принципа проведения этих занятий. Им будет уделяться 50 часов вместо нынешних 30, а учеников будут обучать не только трогаться, тормозить и выполнять несколько базовых маневров на площадке, но и адекватно реагировать на различные дорожные ситуации. Также в ходе подготовки автолюбителей по новым программам больше времени будет уделяться обучению на тренажерах, обеспечивающих иллюзию вождения.

Сергей Смирнов, заведующий отделом правовой информации журнала «За рулем»:

Изменения в правилах обучения – на мой взгляд, абсолютно правильная вещь, потому что кандидатам в водители на самом деле отдаётся очень маленькое количество часов. Зачастую водители выезжают на дороги неподготовленными, и в связи с этим происходит очень много ДТП. Более того, по статистике очень много ДТП, где пострадали люди, приходится именно на водителей, которые совсем недавно получили водительское удостоверение. Поэтому новшество в повышении требований к кандидатам в водители, на мой взгляд, абсолютно правильно. Вводятся новые дисциплины (в том числе, вводится психология взаимоотношения водителей), увеличивается количество часов как на практику, так и на теорию. Это всё правильно делается. Другое дело, как это будет реализовываться.

Не секрет, что очень много возможностей получить права через «чёрный ход» (назовём это так), но хотелось бы, чтобы это было исключено и чтобы все получали права, только пройдя обучение и сдав соответствующие экзамены.

Что же касается того, что с 1 марта премьер подписал изменение в постановлениях правительства касательно ПДД, где будет новый знак для лиц с небольшим стажем вождения, то здесь пока сложно говорить, как это будет выглядеть. Будут ли какие-то изменения, касающиеся ограничения скорости движения для такого рода водителей? Скорее всего, будут. На мой взгляд, безусловно, для остальных участников дорожного движения, которые имеют уже достаточный опыт, это будет неким сигналом для того, чтобы принимать максимально возможные меры осторожности, видя на дорогах другого участника движения, который только недавно приступил к управлению автомобилем. А как там будет дальше – покажет время.

Говорить о том, что увеличится количество взяток, я бы не стал по одной простой причине: взятки обычно дают в тех случаях, когда у самого водителя что-то не так. Если у водителя действительно небольшой стаж, никакого труда наклеить эту наклейку и дальше двигаться именно так, как предписывают правила, не составит. Согласитесь, что ПДД так или иначе накладывают на нас, водителей, некие обязанности, которые, может быть, кому-то и не нравятся. Закон суров, но, тем не менее, это закон. Понятно, что если не исполнять требования ПДД, на дорогах будет хаос и будут жертвы. Естественно, порядок необходимо наводить, и я бы не стал утверждать, что это станет предметом для взяток или вымогательств.

В то же время возникает вопрос – например, в одной семье может быть один автомобиль, и несколько водителей с разным стажем. Получается, что начинающим эта наклейка нужна, а если я имею большой стаж вождения и сажусь за руль – мне эту наклейку нужно либо снимать, либо руководствоваться правилами «для начинающих»? С этой точки зрения у инспекторов ГАИ на дорогах могут возникать ко мне вопросы. Этот момент пока неясен, посмотрим, как будет работать этот закон.

Виктор Николаевич Травин, президент «Коллегии правовой защиты автовладельцев»:

Я считаю, что это бессмысленное начинание, потому что у нас уже есть знак для обучающихся. Это знак «У» («ученик»). Для тех, кто представляет собой угрозу участникам дорожного движения – это восклицательный знак («прочие опасности») и масса других знаков. Вместо этих многочисленных знаков будет теперь один общий, но и в нём нет особого смысла: понятно, что получить водительское удостоверение можно в одно время, а сесть за баранку – потом, на старости лет.

Большого смысла в этом знаке нет ещё и потому, что его не всякому водителю видно. Если уж обозначать машину, то так, чтобы её было видно всем, а не только тем, кто пристроился ей на хвост. Кроме того, водителя надо не по значку судить и выявлять, а именно по поведению на дороге. Как ведёт себя новичок на дороге, видно без всякого значка.

Еще одна проблема - если, например, жена у меня водитель-новичок, она ездит со значком, а я сел за руль, и что - мне его теперь отклеивать надо, чтобы от меня не шарахались?

Думаю, это сделано для того, чтобы каждому инспектору ДПС было видно, что едет новичок, который ещё не очень хорошо знает ПДД, кодекс административных правонарушений, практически ничего ещё не знает и боится всего и вся. Новичку можно сказать, что за неправильный цвет шнурков на Ваших ботинках или оплетки на руле с Вас штраф 2000 рублей. Человек, который за рулём просидел 5-10 лет – это уже водитель, умудрённый опытом ведения поединка на дороге с сотрудником ГАИ, а новичок – это достойная жертва для вымогательства, для обмана и шантажа.  И чтобы инспекторам ГАИ не тормозить всех подряд, не нарываться на профессиональных, опытных зубров, к которым не подступишься, проще тормознуть машинку с таким знаком, в которой, очевидно, сидит дурачок, с которым можно легко разобраться.

© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".