Статья
16 Марта 2015 11:00

Налоговая гибкость для нефтянки

Законодательным собранием Ханты-Мансийского автономного округа подготовлен для внесения в Госдуму законопроект об изменении налогового режима в нефтяной отрасли. Речь идет о замене налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) налогом на финансовый результат (НФР).

Предлагается установить фиксированную ставку НФР 60% (НДПИ при этом обнулится, а пошлина на экспорт нефти составит с 2017 года 30% от ее уровня 2014 года).

13 марта этот документ обсуждался на Парламентских слушаниях в Госдуме. 

Читайте также Прибыль по результатам

Авторы проекта предлагают дополнить Налоговый кодекс налогом на прибыль от реализации добытой нефти, в результате чего будет осуществлен переход к налогообложению на основе финансового результата. Под прибылью понимается разница между доходами от реализации добытой нефти и расходами на ее добычу и доведение до товарного состояния.

Просчитать последствия 

Эксперты положительно оценивают предложенные налоговые новации. Так, вице-спикер Госдумы Александр Жуков считает, что налог на финансовый результат может быть применим к новым пилотным проектам.

«Безусловно, успех развития российской экономики завязан на развитии нефтяной отрасли страны. Как отмечают сторонники нового подхода, изменения налогообложения, внедрение налога на финансовый результат сможет предотвратить снижение добычи нефти и обеспечить компаниям рентабельность месторождений трудноизвлекаемой нефти даже при достаточно низких мировых ценах»,  отметил он. 

Жуков подчеркивает, что предстоит решить нелегкую задачу  сохранить прибыльность нефтяной отрасли и повысить ее привлекательность для инвесторов.

Но при этом, по его словам, не надо забывать о том, что нефтяная отрасль  один из главных источников доходов российского бюджета. А потому надо иметь в виду, что бюджет не должен потерять своих доходов. 

«Наша бюджетная система должна продолжать оставаться устойчивой. Бюджетные последствия мы должны просчитывать крайне тщательно»,  подчеркивает Жуков. 

Примитивизм в налоговой системе

Председатель экспертного совета комитета по бюджету и налогам Госдумы Михаил Орлов рассказал о плюсах и минусах НДПИ.

Он напомнил, что НДПИ был введен в 2001 году на переходный период с твердой ставкой. В 2004 году ставка была продлена до 2007 года, а потом ее сделали бессрочной. И сегодня нефть облагается по твердой ставке, хотя непонятно, почему так получилось. 

По его словам, плюсы очевидны, ставку просто исчислять и очень легко администрировать. В этом случае очень просто прогнозировать доходы бюджетной системы. 

«Но и минусы тоже очевидны. Твердая ставка не учитывает финансово-экономические показатели компаний. Разница в налогообложении между НДПИ и налогообложением финансового результата, как между налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) и подушной податью. Если мы введем вместо НДФЛ подушную подать, то прогнозировать доходы будет очень просто. Десять тысяч на каждого взрослого человека в год — и все проблемы решены. Но так вопрос не ставится»,  отметил он. 

Михаил Орлов считает, что НДПИ  это аналог подушной подати. По его словам, в налоговой системе есть некие элементы примитивизма, от которых рано или поздно необходимо избавляться. 

«Я напомню, что в энергетической стратегии Российской Федерации, которая была утверждена еще в 2009 году, сказано, что государство будет предусматривать поддержку нефтяного бизнеса в условиях падения цен на нефть на нефтяном рынке путем оптимизации налогообложения нефтяной отрасли. Мне кажется, что настало то время, когда государство должно выполнить свое обязательство перед нефтяными компаниями, и в условиях падения цен на нефть проявить гибкость в системе налогообложения», считает Орлов. 

Читайте также Экспортировать станет дешевле

Повысить рентабельность 

Эксперты считают, что переход на новую систему налогообложения позволит повысить рентабельность всей отрасли. 

Напомним, что действующая система налогообложения деятельности по добыче ориентирована на изъятие выручки, а не на обложение налогом конечного финансового результата. Сегодня нефтяные и газовые компании платят налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и экспортную пошлину. 

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, по мере истощения действующих месторождений, ухудшения структуры их запасов и увеличения затрат на добычу нефти действующая система налогообложения перестала обеспечивать необходимую рентабельность разработки месторождений. 

В итоге это может привести к тому, что около 30–40 процентов поставленных на государственный баланс извлекаемых запасов нефти, то есть запасов, которые технологически можно извлечь, не будут вовлечены в разработку по причине их полной убыточности. 

Читайте также Госдума и правительство согласуют нефтяные налоги

По данным Генеральной схемы развития нефтяной отрасли, до 2020 года общий объем запасов нефти, поставленных на государственный баланс в Российской Федерации, составляет 22 млрд тонн, при этом в действующей системе налогообложения экономически извлекаемыми являются около 11,3 млрд тонн. При переходе на налогообложение на основе финансового результата с учетом текущих цен и уровня развития технологии может быть извлечено не менее 17 млрд тонн запасов нефти, то есть дополнительно около 6 млрд тонн (5 млрд тонн из общего объема запасов не будет добыто по технологическим причинам независимо от параметров налоговой системы). 

С учетом большого бюджетообразующего значения нефтяной отрасли для Российской Федерации на первоначальном этапе планируется перевод на новый налог небольшого количества месторождений, так называемых пилотных проектов, на которых будет проведена проверка новой системы налогообложения. 

Перечень пилотных проектов сформирован на основе добровольных заявок нефтяных компаний, поступивших в министерство энергетики. 

Законопроект может быть принят уже в эту весеннюю сессию. А заработать закон должен с 1 января 2016 года. 

Подготовила Марина Соколовская
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".