Комментарий
1357 31 августа 2023 16:41

Наставник — самый главный просветитель любого человека

Любовь Глебова сенатор РФЛюбовь Глебова

Любовь Глебова
сенатор РФЛюбовь Глебова
Инструменты, которыми достигаются образовательные результаты, в последнее время пополнились теми возможностями, которые лежат в сфере просветительской деятельности. Любая просветительская деятельность в разные периоды истории проявляется по-разному, но есть большие понятия и институции, которые существуют веками.

Просвещение как явление нашей жизни существует много лет, мы связываем конец XVII века с началом эпохи Просвещения, мы говорим о том, что просвещённый человек — это человек, не просто владеющий набором каких-то знаний или владеющий какой-то информацией, а человек, который сформировал свою систему ценностей, который определяет свои жизненные принципы, свою деятельность в соответствии с какими-то представлениями, которые сложились у него в результате воздействия на него разных систем — образования, воспитания, просвещения.

Иммануил Кант определял просвещение следующим образом: это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. «Решись быть мудрым, имей мужество пользоваться собственным умом». Просвещённый человек — это человек, который позволяет себе быть смелым с точки зрения пользования собственным умом. 

Помочь человеку быть смелым в пользовании собственным умом позволяют просветительские инструменты. Внимание к ним в последнее время очень отчетливо, так как в закон об образовании было введено понятие просветительства как инструмента достижения результатов по развитию личности. В законе определено, что просветительская деятельность — это деятельность вне рамок реализации образовательных программ.

Два года назад российское общество «Знание» по поручению президента было функционально обновлено, после чего оно представило очень интересные форматы, адекватные цифровой среде, адекватные потребности молодёжи, адекватные возможностям ответа на те вопросы, которые интересуют сегодня нашу молодежь.

При наличии такого количества источников информации, которые дает нам цифровая среда, меняется очень многое: учитель перестает быть единственным источником информации, книга уходит из нашей жизни. Безусловно, привлечение внимание к знаниям в современном мире связано с обретением новых форм просветительской деятельности. На сегодняшний день знания, получаемые в результате таких просветительских акций, очень помогают человеку находить свою позицию в этом огромном мире информации, сформировать своё суждение по поводу каких-либо явлений, потому что очень многие форматы российское общество «Знание» использует как форматы интерактивные, форматы вовлечения в дискуссию.

Именно просветительство способствует сохранению национальной самоидентичности. Именно просветительство помогает бороться против фальсификаций истории, против информационного шума, который порой мешает человеку разобраться в том, где правда, а где ложь.

Наставник — самый главный просветитель любого человека. Именно наставник регулирует жизнь своего подопечного с точки зрения собственного опыта, с точки зрения передачи ему того знания, которое он накопил сам, с точки зрения координации его шагов в этой жизни и, конечно же наставничество как явление в нашей жизни — это очень мощный инструмент развития личности, достижения образовательных и воспитательных результатов. 

То, что этот год объявлен Годом педагога и наставника, тоже свидетельствует о том, что государство формирует условия для развития этого института, для того, чтобы иметь возможность удовлетворять эту потребность молодёжи в наставничестве, чтобы молодым помогали выйти из того состояния несовершеннолетия, о котором в своё время говорил Иммануил Кант.

Российское общество «Знание» совместно со ВЦИОМом провело исследование, согласно результатам которого россияне своими наставниками видят в первую очередь бабушек, дедушек, родителей и тех, кого они называют опекунами (38%). Учителей и преподавателей наставниками назвали 32% опрошенных. По мнению респондентов, наставник должен быть требовательным (75%), практичным (71%), гибким в позиции (61%).

Все эти институции, которые помогают молодому человеку адаптироваться в этом мире, развиваться, способным решать те задачи, которые перед ним ставит государство, — все эти институции являются результатом нашей государственной политики, когда поставлена самая главная задача: не делать что-то вместо других, а привлекать профессиональное и разновозрастное сообщество к тому, чтобы все находили своё место в созданных государством условиях.
© 2008 - 2024 Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года, Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-82371 от 03 декабря 2021 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".