Статья
28 Марта 2014 15:11

Национализация анимации

Несколько дней назад в Суздале завершился Открытый российский фестиваль анимационного кино. Не претендующее на помпезность и потемкинский лоск мероприятие не изменило тихого течения жизни старинного городка. Тем не менее, именно ежегодный форум в Суздале является главной площадкой для премьер, дискуссий и сверки часов для российских аниматоров.

После разрушения советских мультипликационных студий именно фестиваль стал настоящим центром притяжения, на котором режиссеры и художники анимации ощущают свою принадлежность к сообществу создателей мультипликации, сопричастность общему делу развития анимационной культуры в нашей стране. В советское время таким объединяющим началом мультипликационной субкультуры обладали государственные мультстудии-монополисты, и в первую очередь легендарный «Союзмультфильм». В девяностые годы на обломках старой системы возникли маленькие частные студии, не способные на своей основе объединить уже очень разное сообщество мультипликаторов. И такой площадкой, фиксирующей картину российского анимационного мира, стал анимационный фестиваль.

Сначала смотр проходил в Тарусе. Потом, страдая от нехватки организационного пространства в местном пансионате, переехал в Суздаль, где поселился в просторном, выстроенном под советских интуристов гостиничном центре. Аниматоры были довольны: приезжая на фестиваль и оказываясь в среде себе подобных, они выстраивали систему профессиональных координат, понимали, кто они есть как сообщество и куда движутся как важная часть культуры. Пусть даже эта важность долгое время была таковой лишь в глазах самих творцов и лиц, им симпатизирующих. Власть долгое время не вмешивалась в жизнь гетто, пока в политическом курсе страны не замаячили другие, еще пока туманные, но леденящие берега.

Долгое время чиновникам от культуры не было никакого дела до проблем и забот российской анимационной отрасли. В круг общественно-политической жизни страны аниматоры ворвались внезапно, когда роковым для анимации летом 2011 года премьер-министр Владимир Путин вдруг услышал стоны мэтров советской мультипликации об аховом состоянии студии «Союзмультфильм». Главным итогом той встречи стало появление отраслевой саморегулируемой организации – Ассоциации анимационного кино, которая была призвана защищать интересы анимационной индустрии в коридорах государственной власти. И пусть даже инициатива о ее создании исходила от лично Владимира Владимировича, казалось, это – важный шаг в развитии российской анимации.

Возвращение Владимира Путина на президентский пост повлекло за собой существенные трансформации в жизни страны. Для анимации эти изменения выразились в лике нового министра культуры – Владимире Мединском. Профессиональный политолог и политик, в отличие от своих предшественников, лихо взялся за воплощение высоких инициатив по поиску духовных скреп, усилению традиций семьи и патриотических чувств в подведомственной ему сфере. Всему культурному сообществу настоятельно напомнили, что искусство – это хорошо, но не нужно забывать и о пропаганде правильных ценностей. А особо важные отрасли попросили поддержать тренд на позитив: к примеру, кинематографы силами своей молодежи стали обсуждать этические стороны профессии и задумываться о принятии «кодекса» правильного поведения для ответственных деятелей кино.

Наконец, при новом министре в анимационном мире стали воплощаться уже обкатанные в иных сферах российской жизни принципы «вертикали власти» и «национализации элит».

Сначала министерство культуры решило проредить список кинофестивалей, которые получают государственную поддержку. Сужение списка позволило резко увеличить финансирование оставшихся счастливчиков, в которые попал и Суздальский фестиваль. Смотр стал резко расширяться и развиваться, превращаясь из узкопрофессионального события в мероприятие общефедерального масштаба. В прошлом году впервые была проведена акция «Большой Суздаль», когда в более чем 100 российских городов была привезена программа лучших фильмов фестиваля. В этом году к пост-программам добавилась еще одна акция «Открытая премьера», в рамках которой в семи городах России и Белоруссии одновременно с фестивалем была показана вся конкурсная программа. Такого охвата зрительской аудитории, как в этом году, у новинок российской анимации еще никогда не было.

Увеличение господдержки повлекло за собой и рост статуса смотра. Впервые за все время проведения фестиваля его посетил министр культуры собственной персоной. И именно приезд Владимира Мединского стал главным событием, затмившим собой и конкурсные показы, и определение победителей, и внутрикорпоративные дискуссии, и даже ту удивительную атмосферу единения всех аниматоров страны.

Мединский был на фестивале лишь два часа, но этого оказалось достаточно для того, чтобы еще за три дня до его приезда дыхание политики проникло на смотр. Ранее никогда прилюдно не выражавший резко очерченных политических взглядов, фестиваль открылся пресс-конференцией, участники которой призвали снимать больше патриотического доброго кино с просветительскими целями, которое несло бы радость в зрительские массы. Во время обсуждения конкурсных показов кинокритики и режиссеры поочередно напоминали друг другу о стремлении к «высокому духу Союзмультфильма» и правильности «доброго кино». Даже вроде как неподкупное и справедливое жюри совершенно обделило вниманием фильмы с серьезными высказываниями, выставив на всеобщее внимание список призеров, конформных любому взгляду, кроме серьезного и критического.

Так случайно совпало, что приезд министра по времени совпал с общим собранием Ассоциации анимационного кино. Собрание, проходящее лишь раз в году, было фактически сорвано. Представители студий выбрали дефиле вокруг министра, явно этим означив, кто именно сейчас является духовной скрепой анимационной индустрии. А ведь сильная саморегулируемая организация очень важна не только для разговора с чиновниками, но и для отражения угроз развития анимационной отрасли.

А угрозы – серьезные. Сервильность анимационных боссов может сыграть роковую роль при продолжающемся усилении государственной пропаганды в сфере культуры. Согласившись на определенные правила игры, потом сложно будет противостоять навязанным темам, решениям и мнениям. Нужно будет снять правильный фильм – снимем. Нужно будет не пустить работу на конкурс – не пустим. Нужно будет заклеймить внутренних врагов – устроим такую охоту на анимационных ведьм, что вся нано-нечисть депортируется за тридевять земель.

Сам того не желая, фестиваль стал ареной борьбы разнонаправленных тенденций. Демократичность и свобода творчества, характерные для российской анимации, начинает переплетаться с интересами государства, финансирующего работы практически всех аниматоров страны.

Кто победит на длинной дистанции, пока сложно сказать. А в спринтерском беге пока с явным опережением побеждает Владимир Мединский.

Павел Шведов

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".