Статья
12 Ноября 2010 8:27

Новый облик мэрии

Важнейшие информационные кампании недели были связаны с формированием нового правительства Москвы и определением приоритетов федеральной финансовой политики.

Очередные кадровые решения Сергея Собянина были приняты параллельно с изменением структуры московского правительства (лишение префектов министерского статуса, создание департамента культурного наследия и пр.) Основным мотивом для реорганизации стало стремление нового мэра выстроить собственную систему управления городским хозяйством: разрушение сложившейся в «эпоху Лужкова» системы неформального взаимодействия призвано помочь новому мэру сконцентрировать в своих руках «рычаги» принятия решений и контроля за ситуацией. В ближайшее время приоритетными направлениями работы мэрии, вероятно, станут решение транспортных проблем, корректировка градостроительной политики и принципов формирования городского бюджета, а также поддержание социальной стабильности.

Получение контроля над финансовыми потоками станет одной из первостепенных задач нового мэра. На практике это будет означать, в первую очередь, перераспределение средств, которые во время руководства городом Юрием Лужковым были «замкнуты» на структуры, близкие к экс-мэру и его супруге Елене Батуриной. Меры по улучшению ситуации в бюджетной сфере  будут касаться повышения доходов от использования городского имущества, а также сокращения расходов на «непрофильные» направления работы мэрии, в частности, на приобретение новых активов и реализацию масштабных проектов за пределами столичного региона. Могут быть пересмотрены и льготы по предоставлению в аренду принадлежащих городу площадей, и условия поддержки компаний, долю в которых имеет столичное правительство. В этом контексте привлечение к финансовой работе в мэрии федеральных кадров (Вера Чистова, покинув пост замминистра обороны, назначена главой финансового департамента правительства столицы) выглядит вполне ожидаемо: Сергей Собянин стремится выстроить новую систему управления бюджетными средствами и полностью контролировать ее работу.

Финансовая политика Центра по отношению к регионам также претерпевает изменения, связанные с завершением антикризисных программ и переходом к взаимодействию с территориями в «штатном» режиме. Федеральные власти стремятся стимулировать администрации субъектов к более рациональному использованию имеющихся ресурсов, а также к привлечению дополнительных бюджетных средств за счет «внутренних» возможностей (а не обращения за федеральными дотациями). Борьба с «иждивенческими» настроениями затронет и моногорода: программа поддержки территорий, имеющих такой статус, будет скорректирована, а общий объем федерального финансирования – уменьшен. С точки зрения необходимости повышения качества управления на местах это вполне целесообразно: безвозмездное перечисление субсидий отнюдь не решает проблему диверсификации экономики моногородов и не мотивирует региональные и муниципальные администрации к разработке качественных проектов привлечения инвестиций для развития инфраструктуры и создания новых рабочих мест.

Тенденции к усилению контроля соответствуют и политические «сигналы», данные Центром руководству республик Северного Кавказа. В ходе встречи с полпредом президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным Дмитрий Медведев дал сдержанно-негативную оценку динамике процесса повышения уровня социально-экономического развития региона. Несмотря на то, что полпредством разработана масштабная программа привлечения инвестиций, а руководители республик периодически отчитываются о проектах, которые находятся в разработке, реальных изменений к лучшему пока немного. В этой ситуации Центр вынужден использовать рычаги политического давления на региональные власти: Медведев заявил, что те главы субъектов СКФО, которые недостаточно успешно справляются с поставленными задачами, по представлению полпреда Хлопонина могут лишиться своих постов. Этот сигнал, во-первых, показывает намерение Центра тщательно контролировать ситуацию в регионе (в преддверии федеральных выборов 2011-2012 гг. она приобретает стратегическую значимость), во-вторых – призван усилить аппаратный «вес» полпредства во главе с Хлопониным для более эффективной реализации принимаемых на федеральном уровне решений, а в-третьих - создать новые стимулы для глав республик СКФО, повышающие персональную ответственность за достигнутые результаты.

Оксана Гончаренко, специально для АК

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

Rosneft
© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".