Комментарий
10 Июля 2012 10:06

Охота на ведьм

Леонид Радзиховский публицистЛеонид Радзиховский

Леонид Радзиховский
публицистЛеонид Радзиховский
<p>Итак, сенсацией стало отсутствие сенсации – суд отказался выпустить на свободу девиц из группы Пасси Риот. Сидят сударки с 3 марта – и посидят еще до 24 июля (столько суд пока что дал). Итого – за 41 секунду «лже-молебна» имеют минимум 5 месяцев СИЗО.<br />
<br />
А уж какой срок суд намотает – одному Богу ведомо.<br />
<br />
В традиционных судах Священной Инквизиции над ведьмами, которые прекратились в Европе сравнительно недавно – где 200, где 300 лет назад – ведьм «испытывали» водой, железом и огнем. Сейчас это считается неудобным. В итоге получается эклектика: по духу и смыслу – банальный процесс ведьм, по форме – какое-то весьма экзотическое «уголовное дело». Чепуха, «ряса всмятку», как можно сказать, перефразируя Чехова. Впрочем, в искусстве эклектика – самая популярная форма. Собственно, все современное искусство есть стеб, эклектика, постмодерн. И судебная инсталляция – не исключение. Пока что получается не слишком талантливо (по-моему), но успех колоссальный, публика валом валит. А зритель, как известно, всегда прав. <br />
<br />
А уж если девиц осудят, то наша страна, наконец, даром (буквально – даром, то есть ни за что) обретет современный бренд. Куда там «дело Ходорковского» - детский сад… Какие-то налоги, нефтяные компании, не то политзэк, не то нормальный жулик-бизнесмен «с претензиями» - понимай как знаешь.<br />
<br />
Зато тут – дело чистое. Трех девиц посадят 100% «за взгляды», хотя в чем взгляды заключаются понять не так-то просто. Но это, разумеется, никого волновать не будет, как и сами девицы. Их взгляды – их трудности. ЕС и США будут говорить только о взглядах российского государства. Средневековых взглядах.<br />
<br />
Соответственно, бренд – СРЕДНЕВЕКОВАЯ РОССИЯ. Прикольно, оригинально, Пелевин-Сорокин могут съесть свои компы. Таких брендов в мире-то не много (Иран?), а уж в Европе «кого можно поставить рядом? И сам себе ответил «Некого!».<br />
<br />
Конечно, очень может быть, что они там, на своем гнилом Западе горько жалеют, что ушли от Средневековья. В самом деле – ни Амьенских соборов больше не строят, ни Жанн д’Арк не сжигают, ни даже почти детей не рожают. Все так. Но поскольку они в жизни не сознаются, что и сами хотели бы назад в уютно-средние века, то с тем большей завистливой злобой обрушатся на нас за то, что мы отважно не стесняемся своего Средневековья и выставляем его всему миру напоказ.<br />
<br />
Когда-то, когда судили Бродского, Ахматова обронила : «Какую биографию делают рыжему!». Как в воду глядела – и увидела там Нобелевскую медаль. <br />
<br />
Этим «рыжим» (т.е. клоунессам) биографию не сделаешь – на Нобелевскую премию мира они явно не потянут. Хоть на костре их спали, все равно – мелковаты. Но биографию и репутацию СТРАНЕ, приговор нашему образу жизни и мысли наш суд выносит успешно.<br />
<br />
Есть две точки зрения. Они полярны, и примирить их невозможно. Это – ТЕСТ на тему, в каком обществе мы имеет честь жить, каким правовым сознанием обладаем.<br />
<br />
Со средневековой точки зрения, ведьмы наглядно явили свою ведьминскую сущность – за что их надо или сжечь, или утопить.<br />
<br />
С точки зрения современного общества и права, никакого «события преступления» не было и быть не могло в том, что люди зашли в ХХС, что-то там 41 секунду пели, затем по требованию охраны безропотно удалились. Ни малейшего насилия, порчи имущества, угроз и т.д. «Сшить статью» трагически не удается – единственное, на что хватило фантазии, это «причинение моральных страданий охранникам». Правда, сами охранники – настоящие джигиты – только молча скрипят зубами. Тем более как-то выяснилось, что, как будто охранники вовсе и не православные?..<br />
<br />
В общем, Аллах с ними, с охранниками. Они-то тут явно не при делах…<br />
<br />
А кто при делах-то? Кто из ничего неизвестно зачем сотворил нечто?<br />
<br />
Разумного ответа – нет.<br />
<br />
Государству этот скандал не нужен точно. Кредитный рейтинг России не повысит. РПЦ – еще менее того (я уж не говорю про Зарубежную Церковь. Только «воссоединились» с РПЦ - и на тебе! Прихожанину в Сиднее или Нью-Йорке трудновато понять, почему за то, что люди что-то пропели в Церкви, их сажают в тюрьму). Конечно, лично Кирилл (кстати, насколько я знаю, у нас Патриарх не считается «наместником Бога на Земле», и догмата о непогрешимости Патриарха нет) мог бы подать гражданский иск о защите своей чести и достоинства – в текстах Пасси было много оскорблений (правда, без мата) персонально в его адрес. Но он этого не сделал. Наконец, самим Пасси скандал, конечно, на руку – но едва ли они в силах так влиять на суд. Да и слава – славой, но сидеть тоже не слишком приятно…<br />
<br />
Итак, кому же выгодно? Лукавому, для посрамления людей и насмешки над ними? Черт его знает…<br />
<br />
Но вообще механизм таких скандалов прост как правда.<br />
<br />
Достаточно поднять ор – и все. Можно (и нужно!) не начинать чудить на ровном месте. А вот раз начал, да еще публично – то ОТСТУПАТЬ почти невозможно! Амбиции, амбиции. «Пружина чести, наш кумир – и вот на чем вертится мир!».<br />
<br />
И чем дальше – тем невозможней отступить со словами «ну и чепуха же…». Или даже просто без слов.<br />
<br />
Ком катится с горы – где остановится?<br />
<br />
Найдется ли кто-то «наверху» (на Самом Верху!) кто скажет: «да вы – чего?! Дело не только “голое” - дела-то никакого просто нет!».<br />
<br />
А если не найдется, то суд создаст ПРЕЦЕДЕНТ. Прецедент судебно-религиозного преследования в XXI веке, в так сказать европейской стране, с так сказать христианской культурой, кстати, в стране, где зачем-то говорят про «модернизации» и прочие смешные материи.<br />
<strong><br />
Леонид РАДЗИХОВСКИЙ</strong></p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".