Статья
27 Января 2015 14:46

Опасные маневры

Опасные маневры
Фото: pixabay.com

Субботние военные столкновения на Донбассе не просто вновь продемонстрировали шаткость перемирия в регионе, но и отбросили процесс урегулирования конфликта на месяцы назад.

Киев долгое время пытался свести к нулю усилия России по организации переговорного процесса в Минске, и события, произошедшие 24 января и ранее, предоставили ему возможность фактически аннулировать весь наблюдавшийся прогресс.

Развернутая при поддержке западных дипломатов и ведущих мировых СМИ пиар-кампания по обвинению ополченцев в терроризме приносит все более внушительные результаты. Как и летом прошлого года, упрощенная и примитивная картина происходящего, подающаяся украинской пропагандой, без какого-либо критического переосмысления усваивается американским и европейским общественным мнением.

Судя по всему, именно в этом и заключается новая киевская стратегия — не предлагая каких-либо конкретных и конструктивных идей относительно выхода из кризиса, Украина пытается представить себя жертвой агрессии и закрепить доминирование одной точки зрения во внутреннем и зарубежном информационном пространстве.

Соответствующий подход позволит и мобилизовать рядовых граждан страны, все тяжелее переживающих коллапс экономики, и активизировать партнеров в США и ЕС, где истеблишмент и обыватели в последнее время начали уставать от беспросветного обсуждения донбасской проблематики.
Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку.

В конечном счете, искусственно создаваемый шум небезуспешно отводит внимание публики от неспособности и нежелания украинской дипломатии выполнять решения «нормандской четверки», предусматривавшей скорейшее проведение в белорусской столице нового раунда переговоров с ДНР и ЛНР. Собственно, его срыв лежит в одной плоскости с эскалацией боестолкновений вокруг Донецкого аэропорта, как и с последующей беспорядочной активностью киевлян на международной арене.

Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку: стоило тем принять ответные меры, как триумвират Порошенко-Яценюка-Турчинова задействовал тяжелую артиллерию, как в буквальном смысле, так и в фигуральном — с поднятием по тревоге совета глав МИД ЕС, руководства НАТО и, силами США и Великобритании, Совбеза ООН.

Новая волна «антитеррористической» риторики из украинской столицы подчеркивает неготовность Порошенко идти на конструктивный диалог с народными республиками, которую он планирует прикрыть эмоциональными заявлениями со стороны упомянутых международных институтов.

Что парадоксально, альтернативы мирному процессу не предлагается — Украина очевидно не способна провести собственный аналог хорватской операции «Буря», но и останавливать бессмысленную гибель военнослужащих ВСУ киевские деятели также не планируют.

Возможно, главная и даже единственная цель эскалации заключается в возвращении к женевскому формату, на котором долгое время настаивали украинские власти.

Не сумев продавить свою позицию в рамках «нормандской четверки» и не добившись уступок в Минске, Киев рассчитывает подключить к переговорному процессу ЕС и, даже в большей степени, США.

Расчет в целом понятен: при расширении состава участников переговоров их повестка дня размоется, и поиск удовлетворяющего Москву консенсуса существенно осложнится. В Совете ЕС и Европарламенте, как и в американском Конгрессе, по-прежнему сильны антироссийские настроения, в связи с чем Федерике Могерини и Джону Керри придется работать под сильнейшим давлением соответствующих лоббистских групп.
На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР.

Наконец, у Брюсселя и Вашингтона остаются наиболее существенные рычаги финансового воздействия на РФ, и для достижения своих целей они теоретически вполне могут использовать уже традиционный санкционный шантаж. На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР; возможно, некоторые фигуры в Кабмине и СНБО все еще питают иллюзии, что за это время они смогут — под предлогом самообороны — возобновить наступление на республики вплоть до их силовой зачистки.

На первый взгляд, Россия находится в крайне тяжелом положении. Интенсифицировавшееся давление извне вынуждает МИД рассматривать даже те форматы переговоров, которые до этого не принимались в расчет, включая и женевский.

В противном случае существование незатухающей горячей точки на Донбассе будет в немалой степени бить и по близлежащим российским областям, столкнувшимся с неиссякающим потоком беженцев.

Продолжение военных действий способно обесценить и усилия РФ по ликвидации гуманитарной катастрофы в регионе, на которые уже были потрачены миллиарды рублей. Если киевские руководители отталкиваются от принципа «лес рубят — щепки летят» и игнорируют тяжелейшее положение собственного населения, Москва не может не вести себя вдвойне ответственно и осторожно, в особенности учитывая взятую на вооружение доктрину «русского мира». Тем более, что рычаги влияния на ситуацию у России сохраняются, и главным из них остается возможность скорейшего построения государственности в ДНР и ЛНР.

Независимо от состава участников будущих консультаций и встреч на высшем уровне, их результатом станет либо, в случае неудачи миротворческих усилий, очередное возобновление кровопролития, либо принуждение Киева к прямому диалогу с народными республиками.

Оба варианта выведут Александра Захарченко и Игоря Плотницкого на первый план как легитимных представителей одной из сторон конфликта. Но пока украинские пропагандисты деятельно навязывают миру представление о существующих на Донбассе структурах власти как о марионеточных конгломератах полевых командиров с запятнанной репутацией. К сожалению, внутренние трения и проявления беззакония в республиках (похищение П. Губарева, убийство А. Беднова, демарши П. Дремова) соответствуют подобным представлениям.

Еще более удручающий имидж местным властям создают проблемы с распределением гуманитарной помощи и продолжающийся передел собственности. Крайне медленное и пассивное создание государственных институтов в прошлом было характерно для многих самопровозглашенных государств, но республики Донбасса не могут позволить себе подобной роскоши.

Если их лидеры все еще надеются на преломление трендов в информационной войне и расширение сочувствия за рубежом, в первую очередь им необходимо установить порядок и стабильность на подконтрольных территориях. Регулярно звучащие слова российских официальных лиц о том, что Москва готова всеми силами поддерживать украинский юго-восток, красноречиво свидетельствуют: в одиночестве на этом направлении ДНР и ЛНР не останутся. 

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
29 Ноября 2016 Новости  Санкции умножаются Политика санкций неэффективна, об этом заявили уже многие политики и бизнесмены, выступая за их отмену. Тем не менее депутаты в ФРГ призывают принять новые меры против России в связи с действиями Москвы в Сирии. Решили ввести санкции и в Канаде. 17 Ноября 2016 Главное  Франция предложит Европе «новую идею» Французская партия «Национальный фронт» предложит Европе «новую идею», в которой Россия будет играть более значительную роль. Такое заявление сделала член политбюро «Национального фронта», депутат Национального собрания Франции Марион Марешаль-Ле Пен. 11 Ноября 2016 Главное  Трампа просят быть жестче с Россией В США президентом избран Дональд Трамп, обещавший сближение с РФ. Эксперты ждут кадровых назначений, а политики, сделавшие карьеру на антироссийских высказываниях, уже пытаются оказать давление на Трампа и США.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".