Статья
436 27 Января 2015 14:46

Опасные маневры

Опасные маневры
Фото: pixabay.com

Субботние военные столкновения на Донбассе не просто вновь продемонстрировали шаткость перемирия в регионе, но и отбросили процесс урегулирования конфликта на месяцы назад.

Киев долгое время пытался свести к нулю усилия России по организации переговорного процесса в Минске, и события, произошедшие 24 января и ранее, предоставили ему возможность фактически аннулировать весь наблюдавшийся прогресс.

Развернутая при поддержке западных дипломатов и ведущих мировых СМИ пиар-кампания по обвинению ополченцев в терроризме приносит все более внушительные результаты. Как и летом прошлого года, упрощенная и примитивная картина происходящего, подающаяся украинской пропагандой, без какого-либо критического переосмысления усваивается американским и европейским общественным мнением.

Судя по всему, именно в этом и заключается новая киевская стратегия — не предлагая каких-либо конкретных и конструктивных идей относительно выхода из кризиса, Украина пытается представить себя жертвой агрессии и закрепить доминирование одной точки зрения во внутреннем и зарубежном информационном пространстве.

Соответствующий подход позволит и мобилизовать рядовых граждан страны, все тяжелее переживающих коллапс экономики, и активизировать партнеров в США и ЕС, где истеблишмент и обыватели в последнее время начали уставать от беспросветного обсуждения донбасской проблематики.
Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку.

В конечном счете, искусственно создаваемый шум небезуспешно отводит внимание публики от неспособности и нежелания украинской дипломатии выполнять решения «нормандской четверки», предусматривавшей скорейшее проведение в белорусской столице нового раунда переговоров с ДНР и ЛНР. Собственно, его срыв лежит в одной плоскости с эскалацией боестолкновений вокруг Донецкого аэропорта, как и с последующей беспорядочной активностью киевлян на международной арене.

Инициировав обострение конфликта и негласный выход из режима прекращения огня, Киев, по сути, заманил ополченцев в ловушку: стоило тем принять ответные меры, как триумвират Порошенко-Яценюка-Турчинова задействовал тяжелую артиллерию, как в буквальном смысле, так и в фигуральном — с поднятием по тревоге совета глав МИД ЕС, руководства НАТО и, силами США и Великобритании, Совбеза ООН.

Новая волна «антитеррористической» риторики из украинской столицы подчеркивает неготовность Порошенко идти на конструктивный диалог с народными республиками, которую он планирует прикрыть эмоциональными заявлениями со стороны упомянутых международных институтов.

Что парадоксально, альтернативы мирному процессу не предлагается — Украина очевидно не способна провести собственный аналог хорватской операции «Буря», но и останавливать бессмысленную гибель военнослужащих ВСУ киевские деятели также не планируют.

Возможно, главная и даже единственная цель эскалации заключается в возвращении к женевскому формату, на котором долгое время настаивали украинские власти.

Не сумев продавить свою позицию в рамках «нормандской четверки» и не добившись уступок в Минске, Киев рассчитывает подключить к переговорному процессу ЕС и, даже в большей степени, США.

Расчет в целом понятен: при расширении состава участников переговоров их повестка дня размоется, и поиск удовлетворяющего Москву консенсуса существенно осложнится. В Совете ЕС и Европарламенте, как и в американском Конгрессе, по-прежнему сильны антироссийские настроения, в связи с чем Федерике Могерини и Джону Керри придется работать под сильнейшим давлением соответствующих лоббистских групп.
На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР.

Наконец, у Брюсселя и Вашингтона остаются наиболее существенные рычаги финансового воздействия на РФ, и для достижения своих целей они теоретически вполне могут использовать уже традиционный санкционный шантаж. На время шестисторонних консультаций Киев как минимум получит возможность оттянуть возобновление контактов с ДНР и ЛНР; возможно, некоторые фигуры в Кабмине и СНБО все еще питают иллюзии, что за это время они смогут — под предлогом самообороны — возобновить наступление на республики вплоть до их силовой зачистки.

На первый взгляд, Россия находится в крайне тяжелом положении. Интенсифицировавшееся давление извне вынуждает МИД рассматривать даже те форматы переговоров, которые до этого не принимались в расчет, включая и женевский.

В противном случае существование незатухающей горячей точки на Донбассе будет в немалой степени бить и по близлежащим российским областям, столкнувшимся с неиссякающим потоком беженцев.

Продолжение военных действий способно обесценить и усилия РФ по ликвидации гуманитарной катастрофы в регионе, на которые уже были потрачены миллиарды рублей. Если киевские руководители отталкиваются от принципа «лес рубят — щепки летят» и игнорируют тяжелейшее положение собственного населения, Москва не может не вести себя вдвойне ответственно и осторожно, в особенности учитывая взятую на вооружение доктрину «русского мира». Тем более, что рычаги влияния на ситуацию у России сохраняются, и главным из них остается возможность скорейшего построения государственности в ДНР и ЛНР.

Независимо от состава участников будущих консультаций и встреч на высшем уровне, их результатом станет либо, в случае неудачи миротворческих усилий, очередное возобновление кровопролития, либо принуждение Киева к прямому диалогу с народными республиками.

Оба варианта выведут Александра Захарченко и Игоря Плотницкого на первый план как легитимных представителей одной из сторон конфликта. Но пока украинские пропагандисты деятельно навязывают миру представление о существующих на Донбассе структурах власти как о марионеточных конгломератах полевых командиров с запятнанной репутацией. К сожалению, внутренние трения и проявления беззакония в республиках (похищение П. Губарева, убийство А. Беднова, демарши П. Дремова) соответствуют подобным представлениям.

Еще более удручающий имидж местным властям создают проблемы с распределением гуманитарной помощи и продолжающийся передел собственности. Крайне медленное и пассивное создание государственных институтов в прошлом было характерно для многих самопровозглашенных государств, но республики Донбасса не могут позволить себе подобной роскоши.

Если их лидеры все еще надеются на преломление трендов в информационной войне и расширение сочувствия за рубежом, в первую очередь им необходимо установить порядок и стабильность на подконтрольных территориях. Регулярно звучащие слова российских официальных лиц о том, что Москва готова всеми силами поддерживать украинский юго-восток, красноречиво свидетельствуют: в одиночестве на этом направлении ДНР и ЛНР не останутся. 

Ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Антон Гришанов специально для «Актуальных комментариев»
14 Мая 2019 Новости
Новые санкции США против России. Главное
 Новые санкции США против России. Главное Сенаторы Тед Круз и Джин Шахин подготовили законопроект, предусматривающий санкции против физических лиц и компаний, участвующих в строительстве газопровода «Северный поток — 2», сообщает Foreign Policy.
18 Апреля 2019 Новости
Угроза экономике: как новые российские санкции повлияют на Украину
 Угроза экономике: как новые российские санкции повлияют на Украину Сегодня утром стало известно о том, что Россия приняла ответные меры протий действий кабмина Украины, который расширил список запрещенных для импорта российских товаров. Теперь стало известно, что ответные санкции России могут серьезно ударить по экономике Украины.
21 Марта 2019 Новости
Киев покарал Москву: украинские СМИ о новых санкциях против России
 Киев покарал Москву: украинские СМИ о новых санкциях против России Украина ввела новые санкции против России. В список попали 294 юридических и 848 физических лиц. Все они, по версии украинских властей так или иначе связаны со строительством моста в Крым, а также «агрессией по отношению к Украине».
© 2008-2018 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".