Статья
15 Сентября 2016 11:50

От Киева требуют ускорения

Берлин и Париж настаивают на том, чтобы Киев выполнил политические пункты Минских соглашений. Президенту Порошенко придется обеспечить принятие закона о выборах, закона об амнистии и завершить конституционную реформу с предоставлением Донбассу особого статуса. Таковы главные итоги состоявшегося в среду визита глав МИД Германии и Франции в украинскую столицу.

Эйро и Штайнмайер обозначили последовательность шагов, которые предстоит предпринять сторонам для выполнения Минских соглашений. Пошаговая стратегия реализации Минска-2 была согласована еще на встрече «нормандской четверки» в Париже 2 октября 2015 года. Тогда лидеры России, Германии, Франции и Украины договорились о проведении мирного урегулирования в четыре шага, когда за каждым шагом в сфере безопасности следовал шаг в политической сфере. В Киеве немецкий и французский министры иностранных дел предложили другую, более ускоренную и одновременно более комплексную схему, описывающую порядок действий вплоть до завершающего этапа урегулирования – передачи Киеву контроля над своим участком российско-украинской границы.

Следует пояснить, что эта схема – не догма, а пока лишь собственная инициатива Меркель и Олланда. Она должна быть одобрена «нормандской четверкой» на очередном саммите, на который еще следует получить согласие со стороны Москвы, а также представителями ДНР-ЛНР на встрече Контактной группы. А следовательно, даже если она будет принята в качестве базовой, корректировки и уточнения в ней практически неизбежны. Не исключены и попытки украинской стороны вновь перетолковать договоренности в свою пользу, что может вновь затормозить мирный процесс.

С целью ускорения мирного процесса вместо четырех шагов Париж и Берлин предлагают три. При этом решение вопросов в сфере безопасности должно идти параллельно с политическим урегулированием. На первом этапе стороны должны подписать соглашение об отводе войск вдоль линии соприкосновения и запустить этот процесс в трех пилотных зонах.

Одновременно в Контактной группе Киеву и ДНР-ЛНР следует согласовать закон о выборах. На втором этапе Верховная Рада принимает закон о выборах и предоставляет Донбассу особый статус. Параллельно будет происходить процесс расширения пилотных зон и отвод тяжелых вооружений. На третьем этапе Верховная Рада назначает дату проведения выборов, принимает закон об амнистии и ставит точку в конституционной реформе. Завершается разведение войск вдоль всей линии соприкосновения, вывод тяжелых вооружений и обеспечивается «полный доступ к границе».

Желаемые сроки завершения каждого из этапов и всего мирного процесса пока не представлены, как и важные технические детали действий сторон на всех трех этапах. Будут ли Берлин и Париж, например, настаивать на выполнении всех шагов до конца года или определят сроки их завершения в 2017 году и какова желательная дата проведения выборов в «отдельных районах».

Как сказал глава МИД Франции относительно законов о выборах и об особом статусе, «нужно, чтобы Рада занялась этими законопроектами в должное время и чтобы они были приняты в самое оптимальное время лучшим образом». Эти вопросы опять-таки предстоит решить лидерам четверки и обсудить в рамках Контактной группы с представителями ДНР-ЛНР. Вместе с тем, пока ясно одно – после месяцев тупика Минск-2 получает новый импульс со стороны европейских гарантов мирного процесса, который Киеву придется подкреплять конкретными действиями в политической сфере. 

Ключевым пунктом, переходным между первым и вторым этапами, является закон о выборах. У Киева с одной стороны и у Луганска и Донецка с другой есть свои представления о том, каков должен быть закон. Сторонам неизбежно придется прийти к какой-то компромиссной версии, чтобы выйти из политического тупика. Однако следует иметь в виду, что Комплекс мер по выполнению Минских соглашений говорит вполне четко: модальности выборов должны быть согласованы Украиной с представителями республик в рамках Контактной группы до того, как закон будет внесен на рассмотрение Верховной Рады.

Эти договоренности были подтверждены в Париже в ноябре 2015 года, будут они подтверждены и сейчас. Любая попытка украинской стороны действовать в одностороннем порядке – принять закон без обсуждения в Контактной группе и учета позиции ДНР-ЛНР - будет интерпретирована как нарушение Минских соглашений. Такова буква Минска-2. Идеальным решением для Киева и Донбасса, чтобы исключить разногласия и разночтения, было бы согласование в группе самого закона, не ограничиваясь ключевыми параметрами. На этом решении, чтобы процесс урегулирования вновь не застрял между первым и вторым этапом, следует настаивать как Москве, так Берлину и Парижу на будущей встрече «четверки».

Заместитель директора Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов специально для «Актуальных комментариев»

Все материалы автора

*Мнение автора может не совпадать с позицией редакции  

22 Марта 2017 Новости  Самойловой запретили въезд на Украину Российской исполнительнице  Юлии Самойловой, которая должна была представлять Россию на «Евровидении-2017» запретили въезд на Украину  на три года. Эксперты уверены, что Киев намеренно раздувает скандал.  22 Марта 2017 Новости  Рада в панике просит защиты у США Верховная Рада Украины обратилась к Конгрессу США с просьбой предоставить Украине гарантии безопасности. Соответствующее постановление об обращении к Конгрессу поддержали на пленарном заседании 232 народных депутата. 22 Марта 2017 Новости  Венгрия требует автономии для венгров Закарпатья Вице-премьер Венгрии  обвинил Украину в попытке ассимиляции и давлении на венгерское меньшинство, проживающее в Закарпатье. Он потребовал создать автономию в районах их компактного проживания, а также учитывать культурные особенности.
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".