Комментарий
15 Июля 2014 13:28

Переход на режим экономии

Глеб Кузнецов политологГлеб Кузнецов

Глеб Кузнецов
политологГлеб Кузнецов

Правительство запретило госзакупки импортируемых автомобилей. На подходе ограничения закупок текстиля и медицинской техники из-за рубежа.

Ждать ли потрясений на рынке, к чему готовиться  потребителям? На эти и другие вопросы «Актуальным комментариям» ответил политолог Глеб Кузнецов.

«Запрет на импортируемые транспортные средства не приведет к потрясениям на рынке. Подавляющее большинство автоконцернов уже наладило сборку машин в России. Чиновники вполне комфортно будут чувствовать себя в Audi, BMW, Toyota представительского класса. Сейчас огромное количество машин выпускается в России – машин и машинокомплектов, на любой вкус и кошелек.

На самом деле, как говорится, "ничто не ново под луной". Я очень хорошо помню, как Немцов, придя на позицию вице-премьера, делал подобные вещи. Все этот период благополучно пережили.

Но единственные, кому я искреннее сочувствую – это жители Сибири и Дальнего Востока. С их расстояниями и климатом ничего лучше внедорожников не придумали. Если чиновников именно этих регионов лишить Land Cruiser, то для них это, конечно, большая утрата.

Традиционно такие запреты объясняются поддержкой российского производителя, но вряд ли этот результат будет достигнут. Кроме того, сейчас тяжелое время и правительство решило показать, как оно экономит и бережет государственный бюджет.

Я считаю, что это достаточно популистский шаг. Тот же BMW, собранный в Калининграде, стоит не так уж дешево (собранный в России BMW не продают по цене "Лады"). Да и сам автомобиль не становится российским от того, что собран на нашей территории. Это скорее популизм, чем какие-то реальные шаги по поддержке отечественного бизнеса.

Понятно, что речь не только об автомобилях чиновников, но и об общественном транспорте, спецтехнике экстренных служб, бюджетных организаций и коммунальщиков.

Но и в этом случае мы ничего опять же не почувствуем. Это, слава Богу, не запрет на медтехнику, а достаточно узкие сегменты. От того, что какую-нибудь снегоуборочную машину или асфальтоукладчик немецкий не дадут купить, у нас дороги лучше не станут. Я думаю, реально никто этих новшеств не заметит.

Меня гораздо больше беспокоит, что анонсируются  два постановления, которые коснутся текстильной продукции и медицинской техники.

Насчет текстиля - ничего не скажу. А запрет на закупки медицинской техники будет настоящей трагедией для сотен тысяч, для миллионов пациентов .Это станет поводом для окончательного разрушения и деградации этой сферы.

Я очень надеюсь, что люди, принимающие решения по медтехнике, все-таки возьмут себя в руки, и, как бы ни хотелось оставить страну без медицинской техники и сэкономить, они на это не пойдут.

Причем эти запреты вовсе не обусловлены ответной реакцией на санкции со стороны Запада и Европы. Речь лишь о том, что государство включает режим экономии.

Если запретить закупать импортную медтехнику,  в течение нескольких лет для разного рода геополитических авантюр высвободятся такие суммы, что "ни в сказке сказать, ни пером описать". Но надо понимать, что отечественной техникой невозможно заменить зарубежные ноу-хау в области здравоохранения. Нет никаких оснований предполагать, что после запрета на закупки иностранной техники у нас вдруг с нуля расцветет высокотехнологичное производство медицинского оборудования.

Это – слишком долгий процесс. К тому же многое зависит от патентов на изобретения. У нас этих патентов на сегодняшний день нет. Даже если бы у нас были возможности, мы пока не можем эту медтехнику собирать.

Вообще многие решения последнего времени – и замораживание пенсионных накоплений, и предложение поднять налоги, о чем Силуанов каждый день говорит, и отказ от зарубежной техники – надо рассматривать через запятую.

У государства в настоящий момент нет денег на масштабные проекты, в которые оно ввязалось. Это ответ на кризисные явления в экономике, а также результат нашего желания создавать военные базы в Аргентине, на Сейшельских островах, превратить Крым в красивую витрину, построить там самый дорогой в мире мост. Желание вести активную внешнюю политику имеется, а экономических предпосылок для этого нет. Соответственно, нужно сократить расходы из тех секторов, которые требуют больших вложений. В результате страдает качество жизни».

  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".