Статья
22 Ноября 2010 14:31

Первый, прием!

<p>Президент России Дмитрий Медведев рассчитывает, что приемные президента, официально открытые во всех 83-х субъектах Федерации, будут работать эффективно и результативно.<br />
<br />
«Я хотел бы обратиться ко всем, кто будет работать в приемных, и пожелать вам внимания и чуткости», - сказал глава государства, обращаясь из своей приемной в Москве в режиме видеоконференции к сотрудникам всех приемных президента в стране.<br />
<br />
Дмитрий Медведев отметил, что «у нас страна, где много разных проблем, поэтому люди будут к вам приходить, информация будет собираться, обрабатываться». «Какие-то вопросы вы будете сами решать, какие-то вопросы потребуют решения из федерального центра», - сказал он, добавив, что такой канал связи очень важен.<br />
<br />
«Надеюсь, что он будет эффективным, результативным, и любое обращение к президенту получит соответствующее развитие, и в результате необходимой работы просьбы граждан будут исполнены», - заявил президент.<br />
<br />
«К этому нужно стремиться», - добавил Дмитрий Медведев.<br />
<br />
При этом, президент РФ считает необходимым ввести административную ответственность должностных лиц за нарушение сроков рассмотрения поступающих от людей предложений и жалоб.<br />
<br />
«Многие люди жалуются на начальство, на формальный подход к их жалобам, письмам. Руководители регионов и муниципалитетов должны взять такие обращения на особый контроль. И вообще, пора сделать так, чтобы эти обращения влекли не только прямую реакцию чиновников, но и в случае отказа отвечать или затягивать решение вопросов, может быть, сопровождались дисциплинарной и административной ответственностью», - сказал президент РФ в ходе личного приема граждан, проходившего в режиме видеоконференции.<br />
<br />
Необходимо внимательно относиться к срокам рассмотрения обращений и к их содержанию, подчеркнул Медведев.<br />
<br />
Президент также отметил недопустимость формальных отписок со стороны чиновников по обращениям граждан. «Даже если ту или иную проблему одномоментно решить невозможно, нужно объяснить людям, почему это сегодня нельзя сделать, а не просто отмахиваться», - сказал глава государства.<br />
<br />
Он назвал соблюдение сроков рассмотрения жалоб граждан крайне важной вещью, назвав это вопросом административной культуры. «Нужно обязательно отвечать в срок и по содержанию», - сказал он.<br />
<br />
Дмитрий Медведев отметил, что существенное изменение подходов к работе с обращениями, создание единой системы приемных президента России «предполагает повышенную ответственность тех, кто этим занимается». «Важно и то, чтобы люди, которые обращаются с соответствующими просьбами, могли следить за результатами рассмотрения этих обращений. Такая возможность должна быть предоставлена через электронные СМИ и информационные технологии, включая официальный сайт президента в интернете, а также на первом этапе в значительной части субъектов Федераций появятся так называемые электронные приемные - в 48 субъектах РФ», - сказал глава государства.<br />
<br />
Он также заявил о необходимости наладить электронный обмен информацией между приемными президента и создаваемыми в регионах центрами предоставления государственных и муниципальных услуг.<br />
<br />
Личное общение Дмитрия Медведева как главы государства с гражданами прошло уже в четвертый раз: дважды в 2009 году (в марте и июле) он вел прием в Москве, а в июле этого года - в Благовещенске, во время поездки по Дальнему Востоку.<br />
<br />
Приемная главы государства открылась после ремонта 9 апреля 2009 года в здании администрации президента на Ильинке. В ней установили систему спутниковой видеоконференцсвязи, которая позволяет одновременно связываться с разными регионами РФ, вызывать представителей местных властей, а также руководителей федеральных органов исполнительной власти.<br />
<br />
Согласно существующему порядку, два раза в год все высокопоставленные сотрудники администрации президента ведут личный прием граждан. Дмитрий Медведев также решил не реже двух раз в год лично общаться с авторами приходящих на его имя обращений.<br />
<br />
По данным кремлевской администрации, на имя президента ежедневно поступает от 2,5 до 3 тысяч писем, телеграмм и интернет-обращений. Они посвящены вопросам промышленности, строительства, сельского хозяйства, других отраслей экономики и рынка труда. Во многих письмах говорится о проблемах жилищно-коммунальной сферы, о ситуации с социальной защитой граждан, о пенсионном обеспечении.<br />
<br />
Значительную долю от общего объема почты составляют письма, посвященные деятельности правоохранительных органов.</p>
Комментарии экспертов
<p>Существует  устойчивое представление о том, что власть отделена от населения высоким забором и никакими способами коммуникации к ней не достучаться. Поэтому чем больше будет создаваться новых форм коммуникации, тем объективно лучше для страны – то есть это работает на повышение уровня доверия. Время покажет, какие формы коммуникации более эффективные, а какие менее – все, что не эффективно отомрет само собой.</p>
<p>Что касается административного барьера (из чиновников, которые будут заниматься запросами граждан), то здесь не особой проблемы. Вопрос в другом: сегодня  в сознании людей нет принципиальной разницы между федеральным депутатом, региональным или депутатом сельсовета. Для них это власть, которая отвечает в стране за все ,что есть хорошего и плохого, поэтому люди привыкли обращаться к любому лицу, принимающему решения по любому вопросу. И, следовательно, задача состоит в том, чтобы к кому бы ни пришло стартовое обращение, оно, в конечном счете, дошло бы до того, кто ответственен именно за этот участок работы и было бы исполнено.</p>
<p>Если открывается общественная приемная президента и сразу приходят 10 тысяч сообщений в стиле, что «вот у меня лампочка перегорела, ЖЭК не справляется, Дмитрий Анатолиевич – что делать?», то в здесь было бы неправильно, если мы не озаботимся о том, чтобы такие обращения идут к Дмитрию Анатолиевичу напрямую, минуя административный барьер.</p>
<p>Сегодняшняя интерактивная линия и тот факт что она, во многом, была освящена проблемам ЖКХ – это результат анализа потока обращения граждан и в общественную приемную президента, и в Интернет,  которые показывают, что эта проблема одна из наиболее важных, одна из самых волнующих людей и по ней наибольший объем запросов. Это дает возможность именно по ней уже поговорить предметно, в том числе в прямом режиме непосредственно с гражданами и с руководителями на местах.<br />
 <br />
Естественно, это необходимый механизм обратной связи между властью и обществом, плюс это довольно важная для массового сознания вещь – возможность обратиться непосредственно к высшим руководителям, возможность обратиться в Москву, пожаловаться, в том числе, на местные региональные власти, на бюрократию, на то, что обращения игнорируются на местном уровне. Это очень традиционная для нашей страны история – обращение к высшей власти.</p>
<p>Это еще и хороший контрольный механизм по деятельности местных властей. В том числе и поэтому  президент,  глава правительства и правящая партия этот механизм всячески поддерживает и развивает, поскольку это не только важный канал обратной связи, но это и возможность контроля над деятельностью властей.</p>
<p>Если наибольшее количество обращений идет по ЖКХ – то это дает возможность не только увидеть эту ситуацию, но и сделать выводы о том, что именно в этой сфере, может быть, существуют не только отдельные проблемы качества власти на местах, но и отдельные проблемы законодательного, нормативного плана.</p>
<p>В этом году, мы помним, была проблема с тарифами ЖКХ в начале года и, кстати говоря, именно обращения граждан в приемные «Единой России» и Владимира Путина и обращения у президенту – позволили среагировать на ситуацию,  принять соответствующие законодательные решения, которые несколько изменили полномочия местных властей в назначении и завышении тарифов.  </p>
<p>Интерактивный прием граждан президентом – это не только новый формат общения. Это символ открытости власти и готовности к диалогу, причем в обсуждении самых разных тем, в том числе сложных, непростых с точки зрения их дальнейшей реализации. Такая обратная связь позволяет не просто слышать друг друга, но и принимать оперативные решения, которые сегодня наиболее ожидаемы обществом. Сегодня можно с полной уверенностью говорить, что это не дань моде. Это традиционный режим работы.<br />
<br />
Партия «Единая Россия» активно использует интерактивный формат, наши депутаты, губернаторы, представители органов исполнительной власти широко представлены в социальных сетях. Традицию прямой обратной связи, как мы все помним, заложил наш лидер Владимир Путин, его прямые линии с народом пользуются огромной популярностью. Эта традиция продолжается и развивается.</p>
<p>Формат интерактивного общения с людьми Медведеву близок. Более того, как мне кажется, он органичен для президента и с практической точки зрения - как прямой диалог с гражданами в обход аппаратов помощников и советников, - и имиджево – Медведев давно воспринимается обществом как современный и продвинутый политик. Не говоря уже о том, что сегодняшнее общение – это элемент той самой прямой демократии, о которой как о неизбежности заявлял Медведев.<br />
<br />
Сегодняшним «дистанционным» приемом граждан президент посылает еще один сигнал тем чиновникам, до которых до сих пор не дошло, как именно надо работать.<br />
<br />
Сам факт существования региональных общественных приемных главы государства – это, как мне кажется, важный момент. То есть, с одной стороны, любой человек в любом регионе понимает, что он может обратиться непосредственно к первому лицу со своим вопросом. С другой, те, кому положено по должности решать эти вопросы: местные чиновники, главы городов, губернаторы понимают это же самое – нерешенная проблема обязательно «выплывет» и дойдет до самого верха. Поэтому лучше ее решить вовремя. Вполне себе метод повышения эффективности бюрократического механизма.<br />
<br />
Медведев последователен, используя новые технологии для повышения оперативности решения проблем и контроля за эффективностью работы региональных властей, повышения их открытости. Реакции президента на обращения к нему через блоги мы уже наблюдали. Сегодняшнее мероприятие – это такой личный прием граждан, за которым он-лайн наблюдают миллионы людей. Крайне ответственный для любого политика формат. Думаю, что Медведев воспользуется этой возможностью, чтобы, отвечая на вопросы граждан, озвучить некоторые тезисы, которые лягут в основу его Послания Федеральному Собранию.</p>
<p>Обратная связь власти тем более ценна, когда президент может общаться непосредственно с людьми, а не с бумагами и не с представителями этих людей – депутатами. Это дает возможность получать информацию из первых рук, и не только фактическую, а еще и такую важную информацию, как настроения и самочувствие. Это очень ценный канал – непосредственное общение. Правда, по законам жанра, он ограничен - президент не может пообщаться со всеми гражданами непосредственно. Так что здесь всегда есть элемент выборочности и выбора. Всегда есть вероятность того, что президент общался не совсем с типичными гражданами – граждан фильтруют, подбирают и т.д. и т.п.  Но это те ограничения, которые всегда присутствуют в той или иной степени.</p>
<p>Можно вспомнить, что прямое общение в различных формах было введено предыдущим президентом – Владимиром Путиным и стало с того времени достаточно привычным, хотя и относительно молодым и не очень обычным политическим институтом. Прямые обращения граждан существовали и раньше, но в письменно виде.</p>
<p>А сейчас появилась возможность общаться с населением при помощи телемостов, либо через Интернет. Дмитрий Медведев отличается тем, что он использует дифференцированные каналы такого прямого общения – и телемосты, и видеоконференции. Я думаю, что мы можем уже говорить о появлении нового канала политической коммуникации между гражданами и президентом. Причем, ценность канала состоит в том, что он дифференцирован – один тип людей придет в общественную приемную, другой  - может общаться при помощи телемостов, наконец, третий тип людей (условно его можно назвать более продвинутым) выйдет на общение с президентом в Интернете. Эта новинка, которую ввел президент, позволяет общаться с наиболее продвинутой в технологическом смысле частью аудитории, а она отличается достаточно высокой независимостью и критичностью.</p>
<p>Видеоконференция – это немного другой жанр, более демократический и менее селективный. Общение в режиме видеоконференции дает больше возможностей получить представление об интересах, беспокойствах, тревогах и проблемах рядовых граждан.</p>
<p>Тот факт, что президент использует широкий спектр каналов прямой политической коммуникации с гражданами, дает возможность составить более дифференцированную картинку, более дифференцированное представление.</p>
<p>Известно, что к открытой форме общения президента с гражданами существует и несколько скептическо-ироническое отношение, что все, мол, это напоминает театральную постановку. Но здесь нужно отметить факт зрительного восприятия информации. Я убежден, что представлять себе политическую и социальную реальность в лицах важно не только для политологов и политических аналитиков, это также важно и для руководителей. <br />
 </p>
<p>Президент страны показал личный пример открытости власти и того, как власть должна реагировать на темы, которые волнуют общество.<br />
<br />
В ходе общения с главой государства люди ставили самые острые и непростые вопросы. Дмитрий Анатольевич на каждый ответил честно и открыто. Президент еще раз подтвердил, что для него самое главное в работе – это конкретный человек, решение его проблем.<br />
<br />
Дмитрий Анатольевич очень внимательно слушал людей. Уже в ходе общения Президент дал конкретные поручения найти решение вопросов, с которыми к нему обращались.  <br />
<br />
Лидер государства поставил задачу перед чиновниками отвечать на все обращения граждан в сроки и по содержанию. И это очень важно, потому что задача власти решать проблемы людей. Необходимо помнить, что за каждым обращением стоят реальные беды и проблемы, подчас не терпящие отлагательства.</p>
  • вконтакте
  • facebook
  • твиттер

© 2008-2016 НО - Фонд «Центр политической конъюнктуры»
Сетевое издание «Актуальные комментарии». Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-58941 от 5 августа 2014 года. Издается с сентября 2008 года. Информация об использовании материалов доступна в разделе "Об издании".